О романе «Воскресение» Л. Н. Толстого

Последний Роман Толстого, над которым он работал 10 лет, стал своеобразным итогом творчества писателя, а вместе с тем и открытием новых перспектив в развитии искусства XX в.

В основе композиции «Воскресения» лежит последовательное и многообразное противопоставление жизни народа и жизни господ. На первых же страницах романа Толстой прямо сопоставляет условия жизни Катюши Масловой и Дмитрия Нехлюдова, бывшего непосредственным виновником всех ее несчастий. За каждой мелочью одежды Нехлюдова, его обстановки, за всеми предметами его обихода

возникает представление о чужом труде, поставленном господами себе в услужение точно так же, как они поставили себе в услужение самую жизнь, судьбы людей из народа.

Князь Дмитрий Нехлюдов завершает целую галерею образов, созданных Толстым на всем протяжении его творчества . Но теперь толстовский герой полностью отходит от своего общества, постепенно осознавая всю ненормальность, неестественность, жестокость окружающего мира. Встреча с некогда соблазненной им девушкой — Катюшей Масловой — в зале суда пробуждает в нем чувство искреннего раскаяния, стремление загладить свой грех перед нею. И все дальнейшие

действия Нехлюдова, вся его жизнь оказываются соотнесенными с двумя полюсами — народом и миром господ.

Повествование в последнем романе Толстого с самого начала лишено даже оттенка эпического спокойствия. Симпатии и антипатии писателя выражены совершенно четко и открыто. В этом отношении можно говорить о частичном возврате Толстого к повествовательной манере «Войны и мира».

В «Воскресении» все время слышится суровый и неподкупный голос автора-судьи, обвиняющего не отдельных представителей враждебного общества, но весь мир, построенный на угнетении человеком человека, искалечивший души людей, пытающийся даже изуродовать вечную природу.

Традиционный сюжет исчерпывается уже в первых главах «Воскресения». Последний роман Толстого построен вовсе не на любовном сюжете. Его содержание определяет общественная, социальная проблематика.

Возникает панорамный, обзорный принцип повествования, захватывающий самые разнородные области жизни. Создается представление о теснейшей взаимосвязи всех изображаемых событий и лиц, которые оказываются ответственными друг перед другом за все, что совершается в мире. Такой повествовательный принцип будет использован и в позднейших произведениях Толстого.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: О романе «Воскресение» Л. Н. Толстого