Гете И. биография

ГЕТЕ, ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН , крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы. Свое творчество он называл «фрагментами огромной исповеди». Автобиографические его произведения, в т. ч. Поэзия и правда , рассказывающая историю детства и юности поэта вплоть до 1775; Путешествие в Италию , отчет о поездке в Италию в 1786-1788; Французская кампания 1792 и Осада Майнца в 1793 , а также Анналы и Дневники , охватывающие период от 1790 до 1822, — все были опубликованы в твердой уверенности, что невозможно оценить поэзию, не поняв прежде ее автора.

Гете

родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. «В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу — нрав всегда живой / И к россказням влеченье» , — писал он в одном из поздних стихотворений. Первые стихотворные опыты Гете относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации
и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил.

Специально сохранен был стихотворный сборник Аннетте , посвященный Анне Катарине Шенкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гете обычно обедал, и пасторальная комедия Капризы влюбленного . В Страсбурге, где в 1770-1771 Гете завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И. Х. Готшедом и теоретиками Просвещения. В Страсбурге Гете встретился с И. Г. Гердером , ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану, Памятникам старинной английской поэзии Т. Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться. Он написал Геца фон Берлихингена и, используя шекспировские «уроки», начал работу над Эгмонтом и Фаустом ; помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гете разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы.

Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом. В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как Свидание и разлука , Майская песнь и С разрисованной лентой ; укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в Фаусте, Геце, Клавиго и в ряде стихотворений. Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, — часть собственного жизненного опыта Гете.

Стихи к Лили Шенеман, молодой красавице из франкфуртского общества, рассказывают историю его мимолетного увлечения. Одиннадцать лет при веймарском дворе , где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гете находился в самом центре придворного общества — неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев.

Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее — государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т. д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода «Бури и натиска» отошли в прошлое; теперь идеалами Гете в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гете предпочитает октавы и элегические двустишия великой «тройки» — Катулла, Тибулла и Проперция.

Многочисленные служебные обязанности Гете серьезно препятствовали завершению начатых им крупных произведений — Вильгельма Мейстера , Эгмонта, Ифигении и Тассо . Взяв полуторагодичный отпуск, он едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И. И. Винкельмана . По возвращении в Веймар Гете не сразу перешел к «оседлому» образу жизни. В течение следующих шести лет он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау , участвовал в военной кампании против Наполеона. В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф. Шиллером, который просил помощи в издании нового журнала «Оры», и после этого жил главным образом в Веймаре.

Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над такими замыслами, как сатирические Ксении и баллады 1797, были для Гете прекрасным творческим стимулом. Были опубликованы сочинения, лежавшие у него в столе, в т. ч. Римские элегии , плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 женой Гете. Он закончил Годы учения Вильгельма Мейстера , продолжил работу над Фаустом и написал ряд новых произведений, в т. ч. Алексис и Дора , Аминт и Герман и Доротея , идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий Французской революции.

Что касается прозы, то Гете написал тогда сборник рассказов Беседы немецких эмигрантов , куда вошла и неподражаемая Сказка . Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались — Наполеон перекраивал Европу. В этот период он писал сонеты к Минне Херцлиб, роман Избирательное сродство и автобиографию. В 65 лет, надев восточную маску Хатема, он создал Западно-восточный диван , сборник любовной лирики. Зулейка этого цикла, Марианна фон Виллемер, сама была поэтессой, и ее стихи органично вошли в Диван. Притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озаряют стихи Западно-восточного дивана.

Те же качества проявляются в Разговорах в прозе и в стихах , Орфических первоглаголах , а также в Разговорах с И. П. Эккерманом, опубликованных в последнее десятилетие жизни поэта, когда он заканчивал Вильгельма Мейстера и Фауста. Умер Гете в Веймаре 22 марта 1832.

Иоганн Вольфганг Гете , немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени, разносторонний ученый. Сын имперского советника, образованного бюргера, Гете учился в Лейпциге и Страсбурге , слушал лекции по юриспруденции и многим другим научным дисциплинам, включая медицину.

В Страсбурге Гете познакомился с И. Г. Гердером и стал участником движения «Бури и натиска». В 1775 году приехал в Веймар по приглашению герцога Карла Августа. Пренебрегая мнением двора, Гете вступил в гражданский брак с работницей цветочной мастерской Кристианой Вульпиус.

Великую французскую революцию принял сдержанно, но в сентябре 1792 года, в битве при Вальми, гениально определил всемирно-историческое значение победы революционных войск Франции: «С этого дня и с этого места начинается новая эпоха всемирной истории». Важное значение имела для Гете дружба с Шиллером . В Веймаре Гете руководил организованным им в 1791 году театром. Ранние поэтические произведения Гете тяготеют к традициям анакреонтической лирики. Первый сборник стихов Гете издал в 1769 году. Новый период его творчества начинается в 1770 году.

Лирика Гете периода «Бури и натиска» — одна из самых блестящих страниц в истории немецкой поэзии. Лирический герой Гете предстает воплощением природы или в органическом слиянии с ней . Он обращается к мифологическим образам, осмысляя их в бунтарском духе . Историческая драма «Гец фон Берлихинген» отразила события кануна Крестьянской войны 16 века, прозвучав суровым напоминанием о княжеском произволе и трагедии раздробленной страны. В романе «Страдания юного Вертера» Гете, использовав форму сентиментального романа в письмах, передает драматические личные переживания героя и в то же время создает картину немецкой действительности. В драме «Эгмонт» , начатой еще до переезда в Веймар и связанной с идеями «Бури и натиска», в центре событий — конфликт между иноземными угнетателями и народом, сопротивление которого подавлено, но не сломлено; финал драмы звучит призывом к борьбе за свободу.

Десятилетие 1776-1785 — переходное в творческом развитии Гете. Реакция на индивидуалистическое бунтарство обусловила мысль Гете о необходимости самоограничения личности . Однако верный героическим заветам гуманизма, Гете утверждает, что человек способен к творческим дерзаниям . В этом противоречивость мировоззрения Гете. Поэт не мог полностью избежать гнетущего влияния отсталых социальных отношений. В конце 80-х годов 18 века оформляется концепция т. н. веймарского классицизма — особого варианта европейского и немецкого просветительства.

В идее гармонии, воспринятой Гете от И. Винкельмана и разработанной Гете и Шиллером, утверждение идеала гармонической личности сочетается с программой постепенных реформ, происходит замена идей борьбы идеей воспитания, что в конечном счете означало примирение с существующими порядками . Языческо-материалистическое восприятие античной культуры ярче всего выражено в «Римских элегиях» , прославляющих плотские радости. Позднее в балладе «Коринфская невеста» Гете противопоставит это жизнеутверждающее язычество аскетической религии христианства. Трагедия «Ифигения в Тавриде» написана на сюжет древнегреческого мифа, идея трагедии — победа человечности над варварством. Великая французская революция получает непосредственное отражение в «Венецианских эпиграммах» , в драме «Гражданин-генерал» , новелле «Беседы немецких эмигрантов» . Гете не приемлет революционного насилия, но вместе с тем признает неизбежность социального переустройства. В эти годы он пишет сатирическую поэму «Рейнеке-Лис» , обличающую феодальный произвол.

В поэме «Герман и Доротея» , написанной гекзаметром, по жанру близкой к идиллии, Гете сталкивает тихий патриархальный уклад немецкого захолустья и «небывалое движение», развернувшееся за Рейном. Крупнейшее произведение Гете 90-х годов — роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» . Сценические увлечения героя предстают как юношеское заблуждение, в финале романа он видит свою задачу в практической экономической деятельности. Фактически это означало примирение с отсталой немецкой действительностью. Яркость реалистических бытовых сцен, колоритность образов сочетаются в романе Гете с надуманно загадочным финалом, изображением таинственных фигур и т. п. Автобиографическая книга «Поэзия и правда из моей жизни» охватывает ранний период жизни Гете, до переезда в Веймар, и критически оценивает бунтарство «Бури и натиска». «Итальянское путешествие» — замечательный художественный документ эпохи.

В семейном романе «Избирательное сродство» Гете поднимает вопрос о свободе чувства, но — под знаком отречения и верности семейным устоям. Роман «Годы странствий Вильгельма Мейстера» , уже во многом связанный с традицией немецкого романтического романа, примечателен идеей коллективного труда, воплощенной как наивная утопия ремесленной общины. Характерный для романтизма интерес к Востоку отражен в цикле «Западно-восточный диван» , навеянном персийской поэзией. В публицистике последних лет Гете, отвергая тевтономанию и мистические стороны немецкого романтизма, приветствует сборник народных песен Л. И. Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика» , высоко оценивает романтизм Байрона. В полемике против националистических тенденций, развившихся в Германии в период и после наполеоновских войн, Гете выдвигает идею «мировой литературы», не разделяя при этом гегелевского скептицизма в оценке будущности искусства.

Трагедия «Фауст» подводит итог развитию всей европейской просветительской мысли 18 века и предваряет проблематику 19 века. В обработке сюжета Гете опирался на народную книгу о Фаусте , а также на кукольную драму. В образе Фауста воплощена вера в безграничные возможности человека. Пытливый ум и дерзания Фауста противопоставлены бесплодным усилиям сухого педанта Вагнера, отгородившегося от жизни, от народа. В процессе исканий Фауст, преодолевая созерцательность немецкой общественной мысли, выдвигает деяние как основу бытия.

В произведениях Гете нашли отражение гениальные прозрения диалектики . У Гете снимается метафизическая противоположность добра и зла. Отрицание и скепсис, воплощенные в образе Мефистофеля, становятся движущей силой, помогающей Фаусту в его поисках истины. Путь к созиданию проходит через разрушение — таков вывод, к которому, по словам Чернышевского, приходит Гете, обобщая исторический опыт своей эпохи. История Гретхен становится важным звеном в процессе исканий Фауста.

Трагическая ситуация возникает в результате неразрешимого противоречия между идеалом естественного человека, каким представляется Фаусту Маргарита, и реальным обликом ограниченной девушки из мещанской среды. Вместе с тем Маргарита — жертва общественных предрассудков и догматизма церковной морали. В стремлении утвердить гуманистический идеал Фауст обращается к античности. Брак Фауста и Елены выступает символом единения двух эпох.

Но это единение лишь иллюзия — Елена исчезает, а сын их гибнет. Итогом исканий Фауста становится убеждение, что идеал надо осуществлять на реальной земле. При этом Гете уже понимает, что новое, буржуазное общество, создаваемое на развалинах феодальной Европы, далеко от идеала. Поставленный перед сложным комплексом проблем 19 века, Гете сохраняет просветительский оптимизм, но обращает его к будущим поколениям, когда станет возможным свободный труд на свободной земле. Во имя того светлого будущего человек должен действовать и бороться. «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой!» — таков конечный вывод, вытекающий из оптимистической трагедии Гете.

Смерть Гете, по словам Г. Гейне, обозначила конец «художественного периода» в немецкой литературе . В России творения Гете изучались и переводились начиная с 18 в. В переводах принимали участие Василий Жуковский, поэты пушкинского круга, а также Федор Тютчев, К. С. Аксаков, Н. П. Огарев, Михаил Лермонтов, Афанасий Фет. Имеется 23 перевода 1-й части «Фауста». Первый перевод «Фауста» сделан в 1838 году Э. И. Губером. Лучшими признаны переводы Н. А. Холодковского и Бориса Пастернака.

Стихи Гете переводили Н. Н. Вильмонт, В. В. Левик и др. Широкую известность приобрели рисунки Эжена Делакруа к «Фаусту». На тему «Эгмонта» сочинил музыку Бетховен . Шарль Гуно написал оперу «Фауст» , Арриго Бойто — оперу «Мефистофель» , Гектор Берлиоз — ораторию «Осуждение Фауста» . С. В. Тураев.

В области естествознания Гете выполнил ряд работ: по сравнительной морфологии растений и животных, по физике , минералогии, геологии и метеорологии. Наибольшее историческое значение имеют морфологические исследования Гете. В труде «Опыт о метаморфозе растений» им прослежены признаки сходства в устройстве различных органов растений. В области сравнительной анатомии животных Гете принадлежит открытие межчелюстной кости у человека . Ему принадлежит самый термин «морфология». Возражения Гете Исааку Ньютону, открывшему сложный состав белого света, были ошибочны, но его труды по теории цветов сохраняют историческое значение, главным образом в области физиологии и психологии зрения.

Взгляды Гете на единство строения растительного и животных организмов позволяют считать его одним из предшественников Ч. Дарвина. Л. Я. Бляхер.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Гете И. биография