Эмис К. У. биография
ЭМИС Кингсли Уильям , английский писатель. Кавалер Ордена Британской империи . Возведен в рыцарское достоинство . Годы учебы в колледже Сент-Джон в Оксфорде были прерваны службой в армии во время Второй мировой войны . Только в 1949 Эмис смог завершить свое образование. В 1949-1963 преподавал английскую литературу в университетах Суонси, Принстона и Кембриджа.
Творческий путь начинал как поэт. Его перу принадлежат несколько сборников: «Солнечный ноябрь» , «Склад ума» , «Пробы» , «Взгляд вокруг» . В 1978 Эмис составил «Оксфордскую
Приспособленчество и протест на протяжении всего романа попеременно становятся доминантами его поведения; эта раздвоенность и делает героя Эмиса олицетворением социальной психологии своей эпохи. Бунтарство не идет у него дальше жестов поверхностного протеста; издеваясь над окружающим тупоумием, в комических, почти клоунских формах, Джим испытывает леденящий душу ужас перед разоблачением; бунт против педанта, от которого зависит вся университетская карьера героя, выражаются лишь в гримасах и нелепых поступках. Раздвоенность побуждений, вечная неуверенность в себе приводят героя к тупиковым ситуациям, а благополучный финал воспринимается как травестийное обыгрывание банальной беллетристики, требующей успокоительных развязок. Вместе с тем несомненна и симпатия Эмиса к своему персонажу: Диксон сохраняет черты живой, незаурядной личности, томящейся среди окружающих его пошлости и самодовольства. Историю своего типичного героя Эмис продолжил в романе «Это неопределенное чувство» , действие которого происходит также в провинциальной публичной библиотеке, и завершил в романе «Пунктик Джейка» . Здесь главным героем становится профессор Оксфордского университета, постаревший, страдающий от одиночества человек, попадающий в руки врачей-шарлатанов.
От радикализма к консерватизму Со временем радикализм, исповедуемый «рассерженными молодыми людьми» становится чужд Эмису, о бунтарских помыслах его героя нет и речи. Уже к концу 1950-х гг. писатель заявил о своем неприятии левых идей, а в годы молодежного движения занял по отношению к нему непримиримо враждебную позицию. Сатирические выпады писателя в романах «Мне нравится здесь» , действие которого происходит в Португалии, «Выбирай девочку себе по вкусу» , «Толстый англичанин» , «Я хочу сейчас» — их действие переносится в США — все чаще направлены против тех, для кого аффектированное отвращение к будничности и страсть к эпатажу становились суррогатом отношения к жизни. Налет левизны стал не только модным знаком приобщенности к современным настроениям и взглядам, но и способом осуществления своекорыстных интересов. Эмис разрабатывает эту тему и в романе «Девушка в двадцать лет» , где с нескрываемой язвительностью описана «молодежная революция» 1960-х гг., а особенно — попытки вчерашних интеллектуалов угнаться за временем, повторяя клишированные лозунги протеста, выродившегося в шутовство.
Они оказываются легкой добычей тех, кто использует эти лозунги для осуществления собственных карьерных амбиций. Спустя двадцать лет в начале 1990-х гг. Эмис с неменьшим скепсисом описал ажиотаж вокруг коллапса советской системы, когда на поверхность вынесло проходимцев, спекулирующих якобы испытанными ими гонениями в коммунистические времена . Устами одного из персонажей этого романа, профессора-слависта, ставшего жертвой мнимой поэтессы-диссидентки из Москвы, выражены эстетические принципы писателя, которых он придерживался всю свою писательскую жизнь. Эмис не приемлет модернизма, считая, что критерий созвучия произведения реальной жизни, по-новому увиденной и запечатленной художником, модернисты подменяют требованиями формальной изощренности, необычности, усложненности, становящейся самоценной.. Писатель, на его взгляд, несет ответственность прежде всего перед своей аудиторией, а не перед языком, как полагают большинство современников.
Эти взгляды должны были вызвать и вызвали резкую критику: стремление Эмиса к отражению реальной жизни, установка на читательское узнавание часто служат поводами для обвинения его в творческом конератизме. Не встречала понимания и стойкая приверженность этого писателя роману нравов, описывающему определенную социальную среду традиционными средствами, в духе викторианской прозы. В последние годы Эмиса постепенно, но все увереннее с каждым годом отождествляли с массовой и коммерческой литературой — часто слишком прямолинейно и бездоказательно. Однако он дал повод для таких оценок, главным образом, тем, что после смерти И. Флеминга продолжил сериал о Джеймсе Бонде , а также опубликовал несколько легко и изящно написанных комических романов, лишенных сколько-нибудь значительного содержания , «Нельзя быть тем и другим одновременно» , «Усатый биограф» Вместе с тем достоинства прозы Эмиса — присущее ей многообразие ярко очерченных характеров, наблюдательность, выразительность картин будничной жизни — сохранялись в ней с начала карьеры писателя и до самого конца.
Эмис занимает прочно высокое место и в истории английской комической прозы 20 в. от Дж. К. Джерома до И. Во. Эмис испробовал себя в разных жанрах, в том числе в жанре шпионского романа и «готической прозы» , исторической антиутопии . Кроме художественных произведений, он писал филологические исследования — о Киплинге* , по научной фантастике .
Родился 16 апреля 1922 в Лондоне. Учился в Сити-оф-Лондон-скул и Сент-Джонз-колледже Оксфордского университета. Преподавал в университете Суонси ; после 1961 почти все время отдавал писательской деятельности. Лучшие его романы — Счастливчик Джим , Конец , Стэнли и женщины , Старые шалуны , Люди, живущие на холме и Русская девушка . Роман Счастливчик Джим рассказывает о смешных передрягах, в которые попадает молодой преподаватель. Конец — блистательная назидательная история о смерти пяти пожилых людей, живущих вместе в одном доме.
Кроме того, это забавная и очень важная книга о языке. Более поздние романы, такие, как Пунктик Джейка , Проблемы с девушками , юмористически освещают антифеминистские взгляды, по-видимому разделяемые самим Эмисом. Он является также автором романа ужасов — Зеленый человек , детектива Убийство на прибрежной вилле , романа о Джеймсе Бонде и двух романов, действие которых перенесено в будущее.
Роман Девушка, 20 лет — одна из самых ярких его книг. Поэзия Эмиса, в которой пронзительно ироничная интонация выявляет себя в искусной ритмике стиха, представлена в книге Избранные стихотворения . В 1991 вышли его Мемуары . В 1990 он был возведен в рыцарское достоинство. Умер Эмис в Лондоне 22 октября 1995.