Урок по повести «Детство»
Подростков волнуют проблемы становления личности. 12-13 лет — трудный возраст. Уже не Дети, но еще и не взрослые. Кто я? Что собой представляю?
Каким могу быть? Правильно ли я себя веду? Назидания и советы мало эффективны.
Помочь может книга, как бы высокопарно это ни звучало. Поэтому большое внимание в 6-м классе я стараюсь уделить теме детства, взаимоотношениям внутри семьи, между детьми. Программа помогает: в ней и отрывки из «Детства» Толстого, и «В дурном обществе» Короленко, и даже «Вождь краснокожих» О. Генри. Произведения
Первый из них посвящен автобиографической повести Л. Толстого.
Эпиграф к уроку
Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений. Л. Н. Толстой. «Детство»
I. Подготовка к восприятию
— Как вы воспринимаете детство? Это действительно хорошая пора? Почему? — Прочитайте эпиграф к уроку.
Какие эпитеты употребляет Толстой, говоря о детстве? Почему? — Многие писатели и поэты вспоминают о детстве как
Из рая детского житья Вы мне привет прощальный шлете, Неизменившие друзья В потертом, красном переплете.
А какие книги о детстве можете назвать вы? Какие из них вам понравились?
— Вспомните книги А. Линдгрен, которые мы изучали в прошлом году. Кто главные герои ее произведений?
II. Беседа о повести Л. Толстого «Детство»
— Что значит автобиография? — Кто главный герой и от чьего лица ведется повествование? — Как вы думаете, кому принадлежат слова, вынесенные в эпиграф нашего урока, — автору или Николеньке? Почему вы так решили? Какие чувства передают эти слова?
Чтение начала повести, главы «Учитель Карл Иванович». Это чтение предваряет вопросы.
— Какие чувства испытывает Николенька? — Что вы можете сказать о главном герое, прочитав самое начало повести? Запишите ключевые слова, характеризующие героя.
Чтение главы «Драка». — Что мучит Николеньку? Как он себя ведет? Запишите ключевые слова. — Оправдываете ли вы героя?
Кто из вас попадал в подобные ситуации? Как вы в них поступали?
III. Сделайте вывод. Что можно сказать о герое повести по первым отрывкам?
Как показан его характер?
IV. Подумайте дома над вопросом: «Какую цель поставил перед собой автор, создав автобиографическую повесть?»