«Записная книжка старого педагога»

Раз в году, в день смеха, мы делимся с вами сокровищами из «Записной книжки старого педагога». Добавим — и редактора. В нее попадают казусы с уроков, цитаты из детских работ — и выдержки из учительских материалов, которые присылаются в редакцию для публикации.

Уж не взыщите, коллеги! Все мы бываем смешны — и это прекрасно. Посмеемся вместе.

Магическое число

В одном из присланных уроков предложено сравнить птицу-тройку с «Троицей» Рублева и российским гербом. Кто не в курсе — на нем тоже трое: правая голова орла, левая

голова и корона посредине. Правая голова всматривается вдаль, размышляя о Чичикове — честном предпринимателе, левая — о Чичикове-аферисте.

Корона, видимо, решает, кто же в этой схватке победит и что же ждет нашу Россию…

Нечто об анатомии

«Попробуем ключом этих сонетов открыть сердце Шекспира» .

О любви

Из сочинений: «Павел Петрович терпеть не может Базарого»; «Базаров был, по-моему, неравнодушен к Павлу Петровичу»; «Поймя, что все удалось, глаза Павла Петровича засверкали». Короче, зла любовь!

Однокоренные слова

По мнению одного девятиклассника, Чацкий о своем веке сказал

так: «Теперь вольнее всякий дУшит». Одна буква — а как вся жизнь переворачивается! И это при том, что слова «дышать» и «душить» — исторически однокоренные.

ОПОЯЗ

Попалось в детской работе — «опоязывающая рифма». Еще та оговорка, тем более что в 9-м классе ОПОЯЗа еще не знают, да вряд ли узнают и позже.

Он и Она

Из ученической работы : «Сын деревенского плотника устраивается гувернером к мэру города, там он изменяет ему с его женой, а затем отправляется в семинарию».

Путаница

Иногда, выполняя проверочные работы на знание текста, ученики путают не только слова, но и слоги. Неожиданно получается нечто осмысленное: город, где похоронен Данте — Верона вместо Равенна; Мефистоклюс вместо Фемистоклюс . А вот как вторгаются современные понятия в термины XIX века: колледжский советник.

Слезы

Екатерина Вторая признавалась Дашковой: «Читаю «Фелицу» и плачу как дура». Задал девятиклассникам подумать, как можно объяснить такую реакцию императрицы. В общем-то обыкновенный программный вопрос, только оригинально сформулированный: ведь речь о том, что в «Фелице» Екатерина изображена как человек на троне, а не как богиня.

Однако с точки зрения девятиклассников дело оказалось в другом. «Ей столько уже писали од, что они ей надоели. И когда она получила еще одну — «Фелицу», — то подумала: «Господи, какие же у меня все подданные дураки!» И заплакала…»

Туда и обратно

Читали «Окаянные дни» Бунина. Встретили цитату «Вон из Москвы!». «Откуда слова?» — спрашиваю. «Ой, что-то было такое… А, вот, «Три сестры»!» Не замеченная доселе перекличка Чехова с Грибоедовым.

Senilia

«Долгая жизнь возле синего моря не научила старика разбираться в людях. Прожив тридцать лет и три года супружеской жизнью со своею старухой, старик и не подозревал, с каким женским типом характера он живет в своей ветхой землянке… мы видим перед собой тип российского мужчины: полумальчика, полумужа… Сидела старуха у своей землянки, возле разбитого корыта, и вдруг перед ней появилось новенькое, свежевыдолбленное корыто.

Какие чувства овладели женской натурой! Какие противоречивые желания взыграли в ее душе! И тут появляется виновник ее загубленной молодости…

Семейная жизнь старика и старухи уже давно дала трещину, как и корыто. Расколотое корыто есть та точная деталь, через которую Пушкин показывает раскол отношений. При посредстве золотой рыбки старику была дана возможность устранить этот раскол… Но объединения не произошло — и тогда старуха решила строить свой мир для себя, но за счет благодати супруга…»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Записная книжка старого педагога»