Связь стихотворений «Пророк», «Арион», «Памятник» А. С. Пушкина
В 1827 году Пушкин написал стихотворение, посвященное декабристам, — «Арион». Так как оно предназначалось для печати, то поэт прибегнул к аллегорической форме. Для выражения мыслей и чувств он использовал древнегреческую легенду о поэте и музыканте Арионе.
В этом стихотворении Пушкин использует старинные слова, звучащие более торжественно, чем обычные. Силу и сплоченность декабристов, их настойчивое стремление достичь своей цели подчеркивают такие словесные образы, как «иные парус напрягали, / Другие дружно упирали вглубь мощны
Содержание стихотворения «Пророк» навеяно событиями 14 декабря и скорбью Пушкина о гибели «братьев, друзей, товарищей» . Это стихотворение — программное произведение в творчестве Пушкина, связанное с традициями гражданских и философских од Ломоносова и Державина. «Пророк» — стихотворение сюжетное. В нем изображен процесс постепенного перерождения человека в мудрого пророка. В тексте много архаической лексики, употребляются славянизмы, придающие речи торжественный
За аллегорией и символикой проступает реальность мысли Пушкина о высоком назначении поэта и поэзии.
Пушкин придает исключительное значение мировоззрению поэта-пророка. Без ясных взглядов на жизнь, на творчество поэт не может нести истину людям, пробуждать в них «чувства добрые», влиять на их нравственность.
В центральной части показан мучительный процесс превращения человека, «томимого духовной жаждой», в пророка. Мысль о гражданственности творчества с особенной силой высказана в строках «глаголом жги сердца людей «.
Этим требованиям отвечало творчество самого Пушкина — основоположника новой русской реалистической литературы.
Поэтическое творчество — это «нерукотворный» монумент, имена поэтов будут жить в веках, память о них сохранит народ, потому что велики их заслуги перед родиной, — таков ход мысли поэта. Стихотворения написаны шестистопным ямбом, звучат торжественно, величаво.
Стихотворение «Памятник» восходит к традиции римского поэта Горация, автора «Я воздвиг памятник…» и Державина в одноименном стихотворении. Однако Пушкин отступил от этих образов. Сюжет стихотворения составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения.
В первых строках Пушкин говорит о том, что писал о народе и для народа. Здесь явная перекличка с ранним стихотворением «К Н. Я. Поюсовой» .
В стихотворении тяжкие раздумья о жестокости века, об отношениях с царем и великосветскими кругами, о недостижимом счастье свобод, о том, что в поэзии он одержал победу над самодержавием. Пушкин полон горького предчувствия скорой гибели, гордого презрения к царской власти, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. Он сознает, что выполнил долг перед народом.
Кто же дает поэту право на бессмертие? Гений своим творчеством сам ставит при жизни «нерукотворный памятник», потому что он — голос народа, его пророк. Поэзия станет достоянием народа: «Слух обо мне пройдет по все Руси великой…».
Пушкин был взращен «Русью великой», он жил ее страданиями и успехами, ее славой и болью и был счастлив, что ему открылась народная мудрость. Он гордится тем, что его поэзия была свободной и взывала к свободе: «… в мой жестокий век восславил я свободу…».
Слово «свобода» включает политическую и духовную свободу, свободу от рабства и от сословных, религиозных, национальных предрассудков.
Последняя строфа подводит итог и личному опыту Пушкина, для которого слова «хвала», «обида» и «клевета» — временное и суетное. Он писал не ради «венца». Поэзия — это бескорыстное служение во имя человечества. Между стихотворениями «Пророк» и «Памятник» есть идейно-тематическая связь. В «Пророке» был поставлен вопрос о том, какой должна быть поэзия.
В «Памятнике» Пушкин оценивает путь, пройденный им, и утверждает ценность поэзии народной, реалистической, гуманной и жизнеутверждающей.