Работа по тексту С. Львова
Любой учебник по этикету, говоря о том, что такое тактичность, подчеркнет, что это уважение к другому человеку, соблюдение границ его «личного пространства». Нарушение этих границ всегда очень неприятно и болезненно. Именно об этом говорится в тексе С. Львова. Автор рассказывает о том, как его семья пришла проститься с одним из самых красивых озер Эстонии — озером Пюхяярве.
Герои собирались уезжать и в своей душе они уносили восхищение и озером, и окружающей его природой, и той атмосферой, что царила над Пюхяярве. В день прощания озеро
3а лесом на поле хлопотливо стучал трактор. Падали желуди». Герои молча сидели на берегу озера, впитывая в себя ту красоту, что их окружала, ведя неспешную беседу с природой о самом важном — вечном. Но в один момент их уединение было нарушено — на берег озера вышли люди, которые вели себя самым неприглядным образом: «Они шли вместе, но кричали так, будто между ними километры и от того, перекричат ли они это расстояние,
Но, думаю, им даже в голову не пришло, что они потревожили кого-то, нарушили чье-то «личное пространство», спугнули тишину. Мне кажется, люди, подобные этим, никогда о таком и не задумывались. Однако они действительно самым беспардонным образом помешали общению героев с природой — громкие крики и неуместные комментарии «двух женщин и мужчины» разрушили лирическую атмосферу умиротворения и покоя, помешали героям попрощаться с красотой: «Теперь на озере ничего нельзя было услышать. Ни шуршания камыша, ни плеска рыбы, ни птичьих голосов в листве».
Важно, что эти непрошеные гости неуважительно отнеслись не только к людям, но и к самой природе, оскорбив ее словом и делом: «…какое это красивое озеро… Хотя, если разобраться, ничего особенного. Рица на Кавказе, конечно, красивее».
К сожалению, подобных «непрошенных гостей» очень много в нашей жизни. Они с легкостью — походя — могут обидеть, причинить боль, разрушить. И даже не понять, что они натворили.
Такой варварской бесчувственностью наделена, например, Наталья Прозорова — героиня пьесы Чехова «Три сестры». Из-за своей грубости, вульгарности, душевной «толстокожести» она постоянно обижает сестер мужа, больно ранит их и, в итоге, морально побеждает. Также страшен своей черствостью и жестокостью Стенли Ковальски — герой пьесы Т. Уильямса «Трамвай желание». Этот зверь в человеческом обличьи не понимает и не принимает душевно тонкую, ранимую, совсем «другую» Бланш — сестру его жены.
В итоге Ковальски «ломает» героиню, становится виновником ее трагедии — сумасшествия. Таким образом, тактичное, бережное отношение к другому — главный признак воспитанного человека. Именно оно помогает почувствовать себя личностью, гарантирует нормальную жизнь в социуме.
Об этом еще раз нам напоминает нам С. Львов.