Роль второстепенных персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века
Как в живописном полотне фон, второстепенные детали оттеняют и усиливают главную идею картины, так и в комедии «Горе от ума» каждый из персонажей пьесы выполняет свою художественную функцию. Эпизодические персонажи оттеняют и дополняют черты главных героев. Они хоть и не действуют прямо, но свидетельствуют о том, что Чацкому противостоит реакционная сила. Характерно, что на балу у Фамусова собрались не просто люди, а те, кто составляет элиту дворянской Москвы.
Они многолики, но почти все несут общие черты: невежество, чинопочитание,
Супруга и рта ему не дает открыть. «Послушайся разочек, милый, застегнись скорей», — так звучат ее «беседы» с мужем. Страшно то, что Горич осознает свое положение, но не пытается его изменить. Все, на что его хватает, сказать горько Чацкому:
Интересен еще один, почти бессловесный персонаж — лакей Петрушка. Он молча исполняет приказы Фамусова, но открывается с неожиданной стороны, когда Лизанька говорит о нем: «А как не полюбить буфетчика Петрушу?» В этой фразе присутствует скрытая ирония автора. А вот прибыло на бал семейство Тугоуховских. Княгиня озабочена поиском женихов для своих дочек. И на Чацкого с первых же реплик смотрит как на потенциальную жертву.
Но стоит ей узнать, что Чацкий не богат и не в чинах высоких, она кричит: «Князь, князь! Назад». Вроде проходная сцена, второстепенный персонаж. Но через эту княгиню автор глубже раскрывает характер Фамусова, подчеркивает в нем такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание.
И это характерно для всего фамусовского окружения, где «кто беден — тот тебе не пара»: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — тот и жених. Появляются графини Хрюмины — озлобленная на весь мир внучка со своей полуглухой бабушкой. Эта неудавшаяся «невеста» восхищается всем иностранным, в отличие от других часто использует французский язык. Как не сравнить эту вертлявую даму-неудачницу с современными недоучками, щеголяющими обрывками английского и преклоняющимися перед западной торгашеской культурой. А вот наиболее активный «эпизод» комедии — Загорецкий.
Тот, про кого откровенно говорят, что он «лгунишка, картежник, мошенник, плут». И все же двери фамусовского «собрания» для него открыты, он полезен своей услужливостью. Когда старуха Хлестова хотела отказать ему от дома, он услужил ей, подарив арапчонка.
И слова Молчалина: «Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья…» — подчеркиваются его отношениями с Загорецким. На балу множество других представителей фамусовского общества, которым Грибоедов даже не дал полных имен. Таковы, например, господа N и D, активно участвующие в сплетнях о сумасшествии Чацкого.
И все они усиливают главные мысли автора, идеологическую и сатирическую суть его произведения.