Повесть Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» в школе

Г Авриил Николаевич Троепольский родился в черноземных местах русского юга, на воронежской земле и оставался верен этим краям всю жизнь. Сам Г. Троепольский объяснял, что стал писателем под влиянием своего школьного учителя Г. Р. Ширмы, впоследствии народного артиста: «…я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Роман овича. Он научил нас думать над прочитанным».

Закончив обучение в сельскохозяйственном училище, Троепольский некоторое время преподавал в сельской школе в родной Воронежской губернии. После напряженного

трудового дня молодой учитель записывал свои впечатления; тут и охотничьи зарисовки, и портреты сельчан, и заметки крестьянского быта. Но все это не для печати, а так: «Рука чесалась», — как объяснил потом Гавриил Николаевич.

В 1937 году в первом номере альманаха «Литературный Воронеж» появился рассказ «Дедушка», подписанный псевдонимом. «Чем больше я перечитывал тогда рассказ, — вспоминал Троепольский, — тем меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу. Как раз в это время я увлекся селекционным отбором проса». Троепольский трудился тогда на Острогожском сортоиспытательном

участке.

Дело шло: будущий писатель за короткое время вывел восемь сортов проса, опубликовал ряд статей, а затем и две книги по проблемам селекции.

Но литература звала, и вот в 1953 году Гавриил Николаевич послал в столичный журнал «Новый мир» свои очерки под названием «Записки агронома». А. Т. Твардовский поддержал произведение не юного годами, но смелого и даровитого автора, и с тех пор в течение многих лет лучшие свои работы Троепольский печатал в «Новом мире»; до самой смерти Твардовского соединяла с Троепольским настоящая дружба, окрепшая с годами. И стоит напомнить, что своего «Бима» Троепольский посвятил памяти Александра Трифоновича.

Гавриил Николаевич — автор многих известных книг: повести-сатиры «Кандидат наук», романа «Чернозем», книги охотника «В камышах» и других. Но самым читаемым, самым любимым произведением стала его повесть «Белый Бим Черное ухо». Уже не одно поколение юных читателей вошло в жизнь, неся в душе образ Белого Бима.

И Зучение повести можно начать с ее композиции. Нигде так полно не проявляется индивидуальность художника, как в работе над построением произведения: верно найденное композиционное решение объединяет материал, сообщает ему новое качество, заставляет его жить, помогает проникнуть в мысль писателя, в глубину смысла произведения.

Мы предлагаем рассмотреть композицию повести «Белый Бим Черное ухо» с точки зрения ее монтажности и тех художественных приемов, которые использует автор . Суть принципа монтажности повести состоит в прерывности изображения, разбивке повествования на множество мелких эпизодов, в создании своеобразного калейдоскопа, который помогает увидеть многоплановость изображаемого. В связи с этим при изучении произведения важно особое внимание уделить выбору глав, эпизодов, описаний и обобщениям после наблюдения над отдельными частями текста.

Черноухий сеттер долго и тщетно ищет хозяина, и в этих скитаниях одни из встречных преследуют его, другие помогают, стараются выручить из беды. Каждый из них появляется в повести, будто запечатленный моментальной фотографией. И перед нами возникают человеческие лица с их самобытными чертами, неповторимые характеры, своеобразные судьбы. «В них, в этих человеческих характерах, в их столкновениях — главное содержание повести»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Повесть Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» в школе