«Быть вполне хорошим»
Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» — результат непрерывного и напряженного шестилетнего труда. Толстой начал писать его в 1863 году и закончил в 1869. Писатель изучал работы историков, мемуары, письма, много беседовал с современниками событий 1812 года, ездил на Бородинское поле.
Появление романа «Война и мир» сделало Толстого величайшим русским и мировым писателем. Роман даже был переведен на европейские языки. Так весь мир узнал Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташу Ростову и других героев романа. Наверно, каждому человеку,
Вот так описывает Л. Н. Толстой Пьера, когда тот пришел на вечер к анне Павловне Шере: «Толстый молодой человек с стрижено. Головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и коричневом фраке». Пьер Безухов — это «незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова. …Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе».
В салоне Шерер Безухов защищал перед ярыми монархистами идеи французской революции, восхищался
Некоторое время спустя, умирает отец Пьера — граф Безухов. Пьер, «сделавшись неожиданно богачом», почувствовал, что все окружающие его люди любят его, «он не мог не верить» в их искренность. «Все время его проходило на обедах, балах и преимущественно у князя Василия — в обществе старой толстой княгини, его жены, и красавицы Элен. Пьера сватали за Элен.
На ее именинах «Пьер почувствовал, что он был центром всего, и это положение и радовало и стесняло его. Он находился в состоянии человека, углубленного в какое-нибудь занятие. Он ничего ясно не видел, не понимал и не слыхал.
Только изредка, неожиданно, мелькали в него душе отрывочные мысли и впечатления из действительности». «Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых». Пьер любил Элен, но эта женитьба принесла ему несчастье. Пьер получает анонимное письмо, «в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него». Пьер не поверил письму, «но ему страшно было теперь смотреть на Долохова».
И теперь этот неразрешимый вопрос о виновности жены мучил его. Пьер возненавидел Элен и Долохова. Третьего марта на приеме в английском клубе Пьер вызвал Долохова на дуэль. Дуэль назначили на следующий день.
Секундантом Пьера был Несвицкий, а Долохова — Николай Ростов. Дуэль была в Сокольницком лесу. В ее результате Долохов был ранен в левый бок. «Пьер с краткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него».
Долохов тоже выстрелил, но промахнулся. «Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес». Долохова увезли. После этого Пьер старался не видеться с женой с глазу на глаз.
Пьер постигает весь ужас того, что связал свою жизнь с низкой женщиной. Человеческая подлость угнетает его, вызывает порой вспышки безудержного гнева. Поиски правды и смысла жизни приводят его в масонскую ложу.
Пьеру кажется, что в масонстве он нашел воплощение своих идеалов. Он проникается страстным желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства». Идеи «равенства, братства и любви, мысль о том, что надо «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире», — вот что прежде привлекает Пьера в учении масонов, которое он понимает по-своему.
Пьер хочет действовать и прежде всего решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что ему удалось выполнить долг перед «жертвами», Пьер чувствует себя счастливым: «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь… жить для других, только теперь я понял се счастье жизни».
Это важный вывод, который поможет Пьеру найти истинный путь в его дальнейших исканиях. Разочарование в масонстве неизбежно должно было наступить. Республиканские идеи Пьера не разделялись его «братьями» по ордену. Многие из них вступали в масонские ложи только ради сближения с влиятельными людьми.
Карьеризм, ханжество, лицемерие, свойственные высшему свету, проникли и в среду «вольных каменщиков», как называли себя масоны. Не удивительно, что попытки Безухова привлечь «братьев» к более активному вмешательству в жизнь, к бескорыстной помощи страдающему человеческому привели к разрыву с масонами. Жизнь Пьера озарила любовь к Наташе Ростовой. Толстой показывает пробуждение этого чувства, сначала незаметного для самого Пьера, но постепенно сильнее и сильнее охватывавшего всего его нежная, бережная любовь, дружеское участие и молчаливое преклонение перед любимой девушкой — эти чувства возвышали Пьера над окружающими, казались ему самому чистыми и величественно прекрасными. Связанный узами брака с ненавистной Элен, Пьер понимает, что ему лучше не встречаться с Наташей.
В жизни его наступает мрачная полоса разочарования в личном счастье, в общественных идеалах. После разрыва с масонами Пьер приехал домой. На него нашла тоска, и он три дня никуда не выезжал и никого не принимал. В это время ему пришло письмо от жены, «которая умоляла его о свидании, писала о своей грусти по нем и о желании посвятить ему всю свою жизнь».
Потом покой Пьера нарушил один из братьев-масонов, который сказал Пьеру, что «строгость его к жене несправедлива». Затем теща начала умолять Пьера, чтобы он вернулся к жене. Безухов находился под влиянием тоски и «не был в силах ничего предпринять», поэтому вернулся к жене. В свете Элен заняла одно из самых видных мест. Все считали ее очень умной, она была красива и элегантна.
А Пьер в глазах сета был смешным мужем знаменитой жены. «В душе же Пьера происходила за все это время сложная и трудная работа внутреннего развития, открывшая ему многое и приведшая его ко многим духовным сомнениям и радостям». «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» — эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Он стремится распутать «запутанный, страшный узел жизни». Эта непрекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812 года.
Огромное значение для Пьера имело непосредственное соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в Москве, и в плену. Он понял ту скрытую теплоту патриотизма, которая была в нем и в каждом солдате, которая роднила его с простыми русскими людьми. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими», — такое желание овладело Пьером после Бородинского сражения. Эпохой в жизни Пьера стал месяц, проведенной в плену. Духовные и физические страдания научили его ценить жизнь, ее малейшие радости, любить людей.
Этому научил его и солдат Апшеронского полка Платон Каратаев, сближением с которым Пьер особенно дорожил. В плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья». Но именно потому, что Пьер это понял, он не может равнодушно видеть страдания других людей, проявление общественного зла. А зло на каждом шагу бросается в глаза. «В судах воровство, в армии одна палка, шагистика, поселения; мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно — то губят», — вот краткая, но очень выразительная оценка российских порядков, которую дает Безухов.
В эпилоге романе Пьер женится на Наташе Ростовой. Мы видим его, напряженно думающего, стремящегося к защите добра и правды. Пьер приходит в тайное политическое общество, становится на путь борьбы против самодержавия и крепостничества. Этот путь рисуется ему еще неясно, но мы знаем, что Пьер, по замыслу Толстого, должен был принять участие в восстании декабристов и поплатиться за это долгими годами сибирской каторги и ссылки.
Пьер приходит к выводу, что счастье для него — это слияние общественной деятельности и семейного благополучия. Л. Н. Толстой говорил: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». Значит Пьер — честный человек.
Он не хочет обманывать ни себя, ни окружающих. Я согласна с Толстым. Мне нравится целеустремленность Пьера. Пьер говорил об Андрее Болконском: «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим…» эти слова относятся к ним обоим и определяют путь великого правдоискателя.
Один из важнейших признаков духовной красоты Безухова — поиски активного добра, стремление жить для людей. Поэтому образ Пьера мне нравится больше всех. И я согласна с Андреем Болконским, который говорил Пьеру: «Ты мне дорог особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света».