“Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечней”

Антон Павлович Чехов – поразительный писатель. Его пьесы и рассказы не перестают интересовать умы многих поколений. Чехов обладал удивительно тонкой душой, сильно чувствовавшей несовершенство мира. Показывая в своих рассказах всю пошлость и ужас окружающей его действительности, писатель призывал людей одуматься, стать умнее, человечнее. В 1898 году Чеховым были написаны три рассказа, связанных между собой героями и идеей.

Рассказ “Человек в футляре” повествует читателю о неком учителе греческого языка Беликове. Этот герой смешон

своим страхом перед жизнью, стремлением спрятать в футляры и свои вещи, и себя самого: “Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх”. Чехов отмечает, что древние языки, которые Беликов преподавал, были для него, в сущности, “те же калоши и зонтик, куда можно спрятаться от действительной жизни”.

Мысль свою этот герой также старался запрятать в футляр: “Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь”. Этот персонаж комичен и гиперболизирован. Казалось бы, такого человека невозможно воспринимать

всерьез. Тем не менее, страх Беликова, над которым смеется читатель, отравляет атмосферу в городе.

Запуганное, дрожащее существо пятнадцать лет держит в своих руках не только гимназию, но и весь город. Сам Беликов этого не понимает. Он всего-навсего повторяет: “Как бы чего не вышло”, вздыхает, ноет, да еще ходит по учительским квартирам и “как будто что-то высматривает. Посидит этак, молча, час-другой и уйдет”.

Это Беликов называл “поддерживать добрые отношения с товарищами”. Но в стране, где привыкли бояться всего, жить в окружении полицейского сыска, доноса, где преследовалась живая мысль, одного вида Беликова было достаточно. Все окружающие приходили от него в трепет. Под влиянием “человека в футляре” замирает все живое, доброе, честное: “Боятся громко говорить, посылать письма, читать книги, бояться помогать бедным, учить грамоте…”. Но вот в рассказе появляется сила, не боящаяся вечно ноющего Беликова.

Это учитель Коваленко, приехавший в город из Украины. Он открыто выступает против “футлярного образа жизни”: “не понимаю… как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая.

Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке”. Я думаю, что через эти фразы со страниц на читателя взглянул сам Чехов. Это он призывает людей стать сильнее, сбросить с себя оковы “беликовщины”.

Ведь не мог этот человек держать столько времени в страхе весь город, если бы жители сами не позволили ему этого. И не случайно то, что после смерти Беликова город не освободился от оков “футлярной жизни”. Люди продолжали жить, вспоминая беликовские слова: “Как бы чего не вышло”.

В рассказе “Крыжовник” ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский повествует о другом “футлярном человеке” – своем брате Николае Иваныче. Это человек, который больше всего на свете желал приобрести клочок земли и есть “не купленный, а свой собственный крыжовник”. Раньше Николай Иваныч был хорошим, добрым, скромным человеком. Он много лет выполнял скучную работу мелкого чиновника.

И постепенно его одолела мечта уехать в деревню и выращивать там крыжовник. Он женился ради денег, загнал своей жадностью жену в могилу. Отказывал себе абсолютно во всем, копил деньги и, наконец, под старость купил себе имение. Теперь герой мог наслаждаться своим собственным крыжовником.

Николай Иваныч разжирел, “того и гляди хрюкнет в одеяло”. Раньше он боялся даже для самого себя иметь собственные взгляды на какие-нибудь вещи. Теперь же, став помещиком, приобрел “самомнение самое наглое”, произносит “одни только истины и таким тоном, точно министр…”. Иван Иваныч рассказывает о брате с насмешкой, гневом и тоской.

Он говорит: “Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”. Я думаю, что эти слова можно назвать позицией самого Чехова. Иван Иваныч обращается к молодому поколению: “Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!.. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!”.

О разбитом счастье, о том, как погибла “тихая, грустная любовь” интеллигентного человека, говорит Чехов в рассказе “О любви”. Герой этого рассказа – помещик Алехин. Он человек неплохой, неглупый, но погряз в мелких хозяйственных хлопотах. Алехин посвятил себя заботам об имении, чтобы расплатиться с долгами отца. Но хозяйственные заботы становятся еще одним вариантом “футляра”.

Жизнь героя теряет истинный смысл. Он влюбляется в жену своего приятеля, женщину, подходящую Алехину идеально. Герои нежно любят друг друга. Но Алехину нечего предложить любимой женщине.

Он боится, что жизнь с ним быстро наскучит Анне Алексеевне, и она будет несчастна. Так, оба героя остаются несчастными, Анна Алексеевна с мужем переезжают в другой город. Писатель всегда стремился сделать мир вокруг себя лучше и добрее.

Он показывал всю нелепость и ужас окружающей его действительности, призывая людей одуматься и начать жить по-другому. Я думаю, что гениальные рассказы Чехова помогли не одному поколению людей стать более открытыми, честными и человечными.




Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве горького.
Сейчас вы читаете: “Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечней”