Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница»
Пьеса «Бесприданница» была написана в 60-70-е гг. 19 века. Это был период расцвета творческих сил А. Н. Островского. Никогда прежде талант драматурга не раскрывался так многогранно. В это время Островский преимущественно обращается к современности.
Основной темой его пьес становится обличение буржуазии, которая сформировалась в эпоху 60-70-ых гг 19 в., точнее, изображение моральной стороны представителей этого класса. В ряду пьес подобной тематики «Бесприданница», несомненно, является одной из лучших, т. к. именно в ней нравственная сторона
Для
Для них эгоистический расчет, законы рынка стоят всегда на первом месте. Но, что самое ужасное, они и не считают себя неправыми. «Что такое жаль, это я, — говорит Паратов Кнурову, — не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».
Слова Паратова могут послужить лейтмотивом ко всей пьесе. Действительно, для таких людей нет ничего заветного. Сам Паратов остается верным своему низменному кредо и продает себя богатой невесте. Он даже успевает дважды обмануть несчастную девушку.
Зараза буржуазного образа мышления распространилась и на молодое поколение. Вожеватов заявляет, что в себе не замечает того, «что любовью-то называют», и находит в этом полную поддержку Кнурова: «Хорошим купцом будете». Жалкими на этом фоне выглядят попытки чиновника Карандышева вести себя подобно финансовым акулам.
Он пыжится из всех сил, не понимая, что ставит в глупое положение не только себя, но и свою невесту, не понимая, что эти люди просто издеваются над ним, смеются ему в лицо. Его разум затмевает желание во что бы то ни стало приблизиться к этому кругу, вступить в эту касту. Но пропуск в это общество — деньги, которых Карандышев не имеет. Все в этом мире измеряется деньгами. И будь ты даже отъявленным негодяем, непроходимым болваном, просто жалким человеком, общество Кнуровых и Вожеватовых спишет тебе любой недостаток.
В этом ужасном мире людям чистым, светлым, натурам возвышенным практически не остается выбора. Путь Ларисы — либо замужество и жизнь с нелюбимым человеком, прозябание в деревенской глуши, либо роскошное, но позорное существование в качестве содержанки. И Лариса, как нравственно чистая натура, выбирает первое, хотя и понимает, что и это для нее не выход. Жизнь с Карандышевым рано или поздно убила бы ее, если не физически, то, по крайней мере, морально, что не менее страшно.
А жизнь содержанки ее не привлекает, т. к. она придерживается высоких моральных принципов. Возможно, она бы выбрала и такой путь, предложи ей это любимый ею Паратов. Но, увы, он не принял ее любви.
Ложное понятие о благородстве заставляет признаться ей, что он помолвлен, и тем самым он подписывает ей смертный приговор. Ибо, как я уже отмечала, какой бы путь не избрала Лариса, исходом его была бы смерть. Жестокость этого мира находит свое последнее выражение в циничных торгах, устроенных Кнуровым и Вожеватовым. Когда Лариса оказывается в безвыходном положении, зная, что ей некуда деваться, они просто разыгрывают ее в орлянку. Этот эпизод красноречиво показывает всю бессердечность, весь эгоизм людей-хищников, для которых деньги составляют главную часть этой жизни.
Поэтому смерть Ларисы становится спасением для нее, и она вполне искренно благодарит Карандышева. Она слишком любит жизнь, чтобы покончить с собой, а жить дальше ей все же невыносимо. Но что же это за чудовищный мир, где для чистых, светлых людей смерть является спасением?
Островский показал драму возвышенной души, «горячего сердца» в жестоком мире современных дельцов-коммерсантов. Эти люди прекрасно образованны, европеизированы, «полны» внешнего лоска. Однако в душе они остаются все теми же патриархальными варварами, наподобие Дикого и Кабанихи, для которых, кроме денег, нет ничего святого.