Любовный треугольник: Печорин, Грушницкий, Мери
В литературе нередко используется прием противопоставления главному герою другого персонажа для того, чтобы более четко выделить характеры. Этим приемом пользуется и М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Одним из главных персонажей, призванных помочь раскрытию образа Печорина, является Грушницкий, который появляется на страницах центральной главы романа «Княжна Мери».
Именно в этой повести наиболее полно и глубоко раскрывается внутренний мир героя. Встречаются молодые люди как старые приятели. В душе они не питают
Молодой юнкер — романтик, он хочет, чтобы жизнь была наполнена красивыми встречами и печальными расставаниями, любовными победами и смелыми подвигами, поэтому он «драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Грушницкий приписывает другим те чувства, которые они никогда не испытывали, и преувеличивает свою симпатию к молодой девушке. Он считает, что «готовые пышные фразы», модная одежда и хорошие духи могут заменить красоту души и остроту ума.
Печорин действительно переживает чувство глубокого разочарования в жизни и в людях. Он пресытился любовными победами и смелыми подвигами. При этом герой видит Грушницкого насквозь и посмеивается над ним. Григория Александровича раздражают его манеры, его цели «сделаться героем романа» и непременно произвести впечатление, его внутренняя пустота.
Печорин не выносит фальши, неискренности, свойственных Грушницкому. Григорий Александрович уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, язвителен. Тем не менее непохожесть и неприятие друг друга не мешают двум молодым людям общаться и проводить много времени вместе.
Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. Грушницкий не на шутку увлекается ею. Григорий Александрович, прекрасно знающий, чем кончаются подобные увлечения, нашел очередной способ развеять скуку. Оба героя начинают добиваться расположения и любви молодой княжны.
Грушницкий ищет романтического приключения, а Печорину доставляют удовольствие наблюдения за страданиями обоих молодых людей, он сам признается себе, что иногда «понимает Вампира». К тому же он хочет убедиться в своих догадках по поводу настоящей сущности своего соперника, а заодно заполучить очередную покорную игрушку и развлечься. «Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» Главному герою не составляет большого труда отбить внимание и расположение княжны у менее удачливого поклонника. Григорий Александрович загадочен и умен, его шутки наполнены «искренней злостью». Грушницкий скучен, его эпиграммы «часто забавны, никогда не бывают метки и злы», он слишком много говорит, но его слова пусты, а пышные фразы часто повторяются, в нем не хватает напористости, остроумия и самоиронии, поэтому он скоро надоедает Мери. Главный герой добился своей цели: княжна влюбилась в него, а по самолюбию соперника нанесен сокрушительный удар.
Негодующий, проигравший «сражение» Грушницкий оказывается бесчестным, трусливым, подлым, коварным, злопамятным человеком, готовым выстрелить в безоружного! Юнкер настолько вжился в роль влюбленного в княжну, что не простил Григорию Александровичу победы и решил отомстить. Но Печорина это не испугало, наоборот он был рад этому новому способу развеять скуку: «быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры…» Грушницкий же, напротив, очень нервничает.
Несмотря на обиду, Григорий Александрович дает противнику последнюю возможность раскаяться: «…откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все». Но юнкер не использовал свой шанс: «Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла». Печорин вынужден убить Грушницкого, но главный герой не злорадствует, ему жаль, что все вышло так, а не иначе, на сердце у него «камень».
После дуэли Григорий Александрович разрывает свои отношения с княжной, ведь у него изначально не было ни серьезных намерений, ни симпатии к ней. Мери стала жертвой игры Печорина, ее чувства безжалостно растоптаны. Герой знает о любви девушки, но это не мешает ему признаться, что он использовал ее.
В повести «Княжна Мери», сюжет которой построен на любовном треугольнике, наиболее полно и глубоко раскрывается внутренний мир Григория Александровича. Образы Грушницкого и Мери очень важны в романе, они выявляют важные черты характера главного героя.