“Из пламя и света рожденное слово”

Опыт современной интерпретации лирики М. Ю. Лермонтова

Из великих русских поэтов XIX века Лермонтов до сих пор остается наиболее загадочным, “темным”, “спорным”. И сегодня сохраняют свою актуальность слова, сказанные одним из исследователей в начале прошлого века: “Лермонтов – все еще спорный поэт. Спорят не о размерах его таланта, даже не об его историко-литературном значении, а преимущественно о внутреннем смысле его творчества”” и другие;

– “сушковский” – около десяти стихотворений, созданных в основном

в 1830 году и посвященных Екатерине Александровне Сушковой : “К Сушковой”, “Нищий”, “Стансы”, “Ночь” и другие;

– стихотворения, посвященные Варваре Александровне Лопухиной , младшей сестре друга поэта Алексея Лопухина : “К” , “Она не гордой красотою…”, “Молитва” , “Расстались мы, но твой портрет…” и другие;

– стихотворения, по предположению Э. Найдича, обращенные к Прасковье Арсеньевне Бартеневой , певице, с 1835 года камер-фрейлине и придворной солистке: “Она поет – и звуки тают…”, “Как небеса твой взор блистает…”, “Слышу ли голос твой…”.

Многие

стихи первых двух циклов можно отнести к “демонической” линии в лирике Лермонтова. В них поэт выступает “певцом мести”. Мщение за отвергнутую или обманутую любовь автор рисует как неодолимую и равную самой любви страсть, как силу, которой герой не может противостоять; мщение оказывается в ряду таких высоких ценностей, как “свобода” и “любовь”, и часто определяет поступки героя.

Иными чувствами – высокими, светлыми, глубоко человечными – проникнуты стихотворения третьего цикла, в которых одухотворенная, нежная и дружеская любовь не омрачена низкими чувствами, а в “Молитве” , проникнутой интонацией просветленного и бескорыстного чувства, выражена мольба не о себе – о счастье любимой. “Ангельская” любовь – любовь как преклонение, восхищение, обожествление – отражена в стихах четвертого цикла.

В отличие от ранней лирики, в зрелом творчестве Лермонтова любовь, даже отвергнутая или безнадежная, выступает как светлое, одухотворяюще-нравственное начало .

В теме Родины, проходящей через все творчество Лермонтова, можно выделить несколько граней: романтический образ родины Детства, Как утраченного рая, как земли, давшей жизнь ; образ России Исторической ; образ современного Государства, самодержавно-крепостнической империи ; поэтический образ Страны, русской природы и народной жизни .

Ключевой и самой сложной в лирике Лермонтова является тема Поэта и поэзии – тема, требующая отдельного исследования.




Юрий трифонов обмен краткое содержание.
Сейчас вы читаете: “Из пламя и света рожденное слово”