«Песня о Соколе» М. Горького — притча о смысле жизни

Легенда о храбром Соколе стала новым словом в русской литературе. В этой притче М. Горький выразил свои самые глубокие мысли. Интонация, напевность произведения настраивает читателя на откровение. В мировой литературе есть такие книги, которые «томов премногих тяжелей».

Именно таким творением стала «Песня о Соколе». Автору удалось здесь создать удивительный мир, ярко и образно выразить мудрые мысли. Используя лучшие традиции романтической литературы, приемы иносказания, Горькому удалось написать настоящую поэму о подвиге, смысле

жизни. Но М. Горький был к тому же писателем-реалистом.

Сочетание в одном произведении этих контрастных художественных методов придает ему необыкновенную красочность. Саму легенду о гордой птице рассказывает старый Надыр-Рагим-оглы. Восприятие притчи усиливает великолепный морской пейзаж мглистой южной ночи.

Стихия моря вторит повествованию мудрого старика о свободной птице. Жанр притчи предполагает предельную абстрактность, искренность, мудрость, символичность. Все эти признаки характерны для «Песни о Соколе». Это именно песня, а не рассказ.

Только гармоничные звуки музыки могут восславить раненую

птицу, погибшую ради своего идеала — чистого, бескрайнего неба. Романтики считали музыку высшим из искусств, которому дано трогать сердца людей. Думаю, что в этом произведении перед читателем поставлена проблема выбора.

Какую жизнь выбрать? Как прожить ее не зря? Каково наше предназначение?

Что мы оставим после себя? Главным является вопрос: в чем смысл жизни? Ответы на них даются в диалогах главных героев — Ужа и Сокола. Образы символичны, построены по принципу антитезы. Диалог служит главным способом раскрытия этих героев.

Здесь трагически сталкиваются два мировоззрения, две жизненные позиции. Сначала автор описывает «сырое», «темное», «душное ущелье», в котором живет Уж. Ему хорошо и спокойно в этом узком, замкнутом мирке.

Встреча с Соколом заставляет его задуматься о своем образе жизни. Раненая птица «с разбитой грудью, в крови на перьях» попала в ущелье, бессильно билась о камень. Физически Сокол был слаб, но духовно обладал огромной силой. Ее давала тяга к небу, жажда света. Сокол привык быть свободным, парить в бескрайних просторах.

Он задыхается в душном, смрадном ущелье. Сокол счастлив, потому что он знал небо. Он жалеет Ужа, которому не дано увидеть это небо так близко. Уж не понимает, почему Сокол неудержимо тянется туда — ему и здесь «тепло и сыро». Восторженные слова Сокола он называет «бреднями».

Уж считает бесполезным стремление к небу. Для него не имеет значения, «летать иль ползать». У любой жизни один конец — смерть. Все остальное не имеет значения.

А Сокол мечтает подняться в небо, вновь испытать упоение битвы. Он собрал последние силы и взмыл в небо. Сокол погиб свободным и счастливым, в своей стихии.

А Уж смутился. Он полагал себя «мудрым». Поэтому решил попробовать взлететь, почувствовать тот восторг от неба, который испытал Сокол.

Но этот герой упал со скалы, но не разбился, а рассмеялся. Уж упрекает Сокола в том, что все подобные ему «смущают душу своей любовью к полетам в небо». Ему показалось, что он открыл истину.

По его мнению, вся прелесть полета — в падении. На небе ничего нет. Там пусто. Да, там много света, но нет пищи. Уж — настоящее «земли творение».

Он пришел к выводу, что Сокол лишь обманывал своими громкими словами о радости и свободе неба. При этом автор подчеркивает, что Уж успокоился и был вполне удовлетворен своими выводами: «И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою». Но сердце автора отдано смелому Соколу.

Об этом говорит природа. В «львином реве волн» гремела песня о «гордой птице». Они поют славу «безумству храбрых». В этом мудрость жизни: «О смелый Сокол!

В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!». Прямую перекличку можно провести здесь с образом Данко, который отдал свое сердце людям. В реальном плане повествования голубые искры горящего сердца вспыхивают во тьме ночи, вечно напоминая о Данко.

Смерть Сокола также принесла ему бессмертие. Капли его крови, как искры, будут освещать мрак ночи, мрак жизни. В итоге автор приходит к выводу: «рожденный ползать — летать не может!..».

Это небольшое произведение полно глубокого философского смысла. Оно заставляет о многом задуматься. Уж всю жизнь заботился только о себе, своем комфорте. Ему чужды всякие идеалы. Он смотрит на жизнь скептически, равнодушно, с усмешкой.

Высокое не для него. Это эгоистичное, изворотливое существо, привыкшее жить в своем душном мирке. Уж символизирует раба, мещанина в узком смысле. В широком понимании — это жизнь, замкнутая в себе самой, бесцельная и пустая, ограниченная рамками насыщения и комфорта. Поэтому при создании образа Ужа и его ущелья автор использует отталкивающие подробности: «сырое», «темное», «душное» ущелье, «слизь камня».

Уж — тип приземленных, прагматичных людей. Нельзя отказать им в жизнеспособности и проворности. Они легко приспосабливаются ко всему и составляют большинство. Но жизнь их отвратительна.

В ней нет места мечте и свету. Такие люди не способны на великое, не могут пойти ради других на жертву. Это земные создания. Сокол же олицетворяет другую жизнь. Он служит истине, людям.

Герой жертвует собой, чтобы пробудить сознание остальных. Может быть, тогда они поймут, как скудна и безобразна их жизнь. Сокол воскрешает мечту о героях, которые не требуют наград и признания. Он обретает истинное вдохновение, полет, счастье, потому что прожил свою короткую жизнь недаром и до конца остался верен мечте. Сокол живет не только настоящим, он раздвигает рамки времени, смотрит в будущее.

Поэтому он не боится погибнуть. С его образом связан патетический стиль произведения. В то же время, с Соколом связан мотив «безумства храбрых». Почему безумство? Может быть, потому, что Сокол своим выбором обрекает себя на скорую гибель, или жизнь, которая не укладывается в привычные рамки.

Люди, которые избирают путь Сокола, сильны духом, свободны, прекрасны, но, вместе с тем, безумны и обречены. М. Горький не противопоставляет мечту повседневному существованию, а стремится найти под его косной оболочкой сокровенное, творческое. Идеал находится в самой жизни. Каждый человек сам выбирает, приблизиться к нему или забыть о нем на век. Каждому человеку судьба предоставляет возможность реализовать свой потенциал.

Если мы выполним свое предназначение, то в мире станет чуть больше тепла и света. Необходимо понять, для чего создан каждый человек — для земли или неба. В любом случае, отказ от света, мечты, идеала делает человека неполноценным. Сердце его превращается в камень, а жизнь напоминает «темное», «душное» ущелье.

Каждому из нас дана лишь одна жизнь. От нас зависит ее итог. Жизнь, направленная только на себя, разрушает человека.

Один философ написал когда-то: «Если я только для себя, то зачем я?». У каждого человека своя жизненная дорога, и только от самого человека зависит ее выбор. Пусть он окажется правильным!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Песня о Соколе» М. Горького — притча о смысле жизни