Анализ сна Раскольникова

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — это произведение, посвященное истории трудного пути человеческой души к постижению истины. Вечером жаркого июльского дня, из своей каморки выходит, в тяжкой тоске, бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Достоевского. И с этого момента, не давая себе передышки, в исступлении, в бреду, мечется герой по петербургским улицам, лихорадочно идет его жизнь.

Автор подробно рассказывает нам о теории Раскольникова, которая и привела его в жизненный тупик. В личности главного

героя выведены две прямо противоположные идеи: идея любви к людям и идея безграничного презрения к ним. Противоборство двух составляющих Раскольникова «личностей» и является той причиной, которая определяет развитие сюжета произведения.

Подтверждение тому мы находим и в эпизоде, описывающем один из снов героя. Раскольников видит себя семилетним мальчиком, в праздничный вечер, вместе со своим отцом. Автор приводит описание двух совершенно разных городских объектов: кабака и церкви. Кабак, «всегда производивший… пренеприятнейшее впечатление и даже страх», и церковь, «которую Раскольников любил»,

со старинными образами, большею частью без окладов, со старым священником с дрожащею головой. Раскольников вспоминает, что «в кабаке всегда была толпа, так орали, хохотали, ругались, безобразно и сипло пели и часто дрались».

Церковь, напротив, представляется герою красивой и величественной, с ней связаны воспоминания о близких людях — умерших бабушке и маленьком брате. Церковь и кабак — два противоположных начала: духовное, христианское начало и начало порочное, злое, темное . Центральной сценой этого сна Раскольникова является жестокое убийство лошади, свидетелем которой и стал семилетний мальчик. Пьяные посетители кабака пытаются заставить старую лошадь бежать вскачь. Изможденная лошадь не может даже сдвинуть с места запряженную телегу и погибает от кнута хозяина. Эта сцена бессмысленного убийства производит тягостное впечатление на мальчика.

Он пытается защитить лошадь, останавливает, как может, разгулявшуюся толпу. Но все напрасно. Раскольников-мальчик противопоставлен Миколке, убившему лошадь. Но реальный Раскольников и Миколка из сна — персонажи одного плана.

Сцена убийства несчастной лошади является пророческой, она как будто предсказывает сцену убийства старухи-процентщицы. Дальнейшее развитие событий романа подтверждает это предположение. В Раскольникове, после этого сна, просыпается душа ребенка, не способного не только убить человека, но и спокойно смотреть на убийство лошади.

Таким образом, весь смысл эпизода-сна заключается в раскрытии истинного душевного состояния героя, который, пробудившись, даже обращается с молитвой к Богу: «Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!» Однако буквально через сутки Родион Раскольников все-таки решится на убийство.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Анализ сна Раскольникова