Россия Александра Блока
Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве Блока она обретает особое звучание. В ранней поэзии Блока тема России не звучит как самостоятельная.
Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года «Видно, дни золотые пришли…»: Видно, дни золотые пришли, Все деревья стоят как в сияньи. Ночью холодом веет с земли; Утром белая церковь вдали И близка и ясна очертаньем. Мир ранней поэзии Блока — это мир прекрасной мечты,
К постижению родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира. Именно в этот страшный мир попадает блоковский герой, уйдя от Прекрасной Дамы. В нем живут диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, «твари весенние», чертенята, «больная русалка».
Не менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире: это герои зловещего балагана, носители «всемирной пошлости», живые мертвецы, как, например, в цикле стихов «Пляски смерти». Наиболее известное стихотворение этого цикла — «Ночь. Улица.
Фонарь. Аптека…»,
Сам Блок предельно открыто выразил эту свою любовь — ненависть в стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…», написанном в 1914 году. В нем возникает крайне отвратительный, отталкивающий образ человека бездуховного, лавочника, вся жизнь которого — беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь минутно. Подавая грошик в церкви, он тут же, вернувшись в лавку, обманывает на этот грош своего ближнего.
Моментами стихотворение звучит почти как сатира. Герой его обретает черты символические. И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения: Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. Одним из первых непосредственных обращений Блока к России как к самостоятельной теме стало его стихотворение 1906 года «Русь». Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту.
Русь убаюкала ее на своих просторах. Итогом размышлений Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов «Родина», который создавался с 1907 по 1916 год. К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка — сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы — статной, с косой.
Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради грядущих битв. В этот цикл входит и стихотворение «На железной дороге», в чем-то перекликающееся с некрасовским «Что ты жадно глядишь на дорогу…». Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии. Одно из наиболее известных стихотворений цикла — «Россия» . В последних произведения цикла «Родина» появляется новая кота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат мотивы будущей трагической судьбы России. Это особенно остро ощущается в стихотворениях «Петроградское небо мутилось дождем..», «Я не предал белое знамя…», «Коршун» и в других.
Однако тема трагического предвидения звучит и в стихотворениях, написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии: «На поле Куликовом». Они посвящены одному из самых значительных событий русской истории. В 1912 году Блок писал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди».
Значение Куликовской битвы было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России. Мне хотелось бы проанализировать первое стихотворение цикла «На поле Куликовом»: «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…». Данное произведение посвящено осмыслению исторической судьбы России.
И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы.
Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет . Этот мотив появится впоследствии и в других стихотворениях Александра Блока. Многие произведения Блока и сегодня звучат удивительно современно, являя нам образец той мужественной преданности своей стране, которая была унаследована поэтом от лучших представителей классической русской литературы.