Как Бунин-писатель понимает сущность любви?
Русская классическая литература всегда большое внимание уделяла теме любви. За основу брались платонические чувства героев, лишенные осязаемости, можно даже сказать, жизненности. Поэтому творчество И. А. Бунина в этом плане можно назвать новаторским, смелым, особенно откровенным.
Любовь у Бунина практически всегда чувственная, осязаемая, вне общепринятых рамок морали, приличия. Это чувство для писателя всегда было загадочным, непостижимым, страстным. Теме любви посвящен даже целый цикл его произведений — «Темные аллеи». Этот цикл
В «Темных аллеях» Бунин показывает всевозможные варианты и оттенки любви: любовь — страсть, любовь — ненависть, любовь — дар, соперничество, судьба. «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», — писал автор в одном из писем. Сам писатель считал эту книгу совершенной по мастерству. Бунин воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окруженную
Она — озарение, «солнечный удар», нередко приводящий к гибели. Он описывает любовь во всех ее состояниях, где она брезжит и никогда не сбудется, где томится не узнанная, где переходит в страсть. Любовь захватывает все помыслы, все духовные и физические стороны человека. Но это состояние не может длиться долго. Чтобы чувство не исчерпало себя, нужно расстаться как можно раньше, до охлаждения чувств, расстаться навсегда.
Если этого не делают сами герои, то в их жизнь вмешивается рок, судьба, кто-то из любящих погибает. Например, повесть «Митина любовь» заканчивается самоубийством героя. Смерть в этом произведении трактуется как единственная возможность освобождения от любви. Цикл открывается рассказом с одноименным названием.
Герой произведения — пожилой военный примерно шестидесяти лет. Не смотря на возраст, он еще строен, красив, у него благородная внешность, и читателю легко представить, как красив был этот человек в молодости. Совершенно случайно в доме, в котором он хотел передохнуть, военный встречает свою давнюю знакомую Надежду. Не сразу Николай Алексеевич признает в хозяйке дома бывшую крестьянку.
Когда-то давно, когда оба были молоды, Николенька соблазнил красивую девушку. Он читал ей стихи про «темные аллеи», а затем, через какое-то время, бросил молодую крестьянку без зазрения совести. Его жизнь пошла своим чередом, он женился, уехал из дома. Надежда же говорит, что так всю жизнь и любила только его одного, из-за этого она не завела семью, хотя всегда была очень красива: «Сколько не проходило времени, все одним жила.
Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот…» Но герой ей не верит. Видимо, он просто никогда не был способен на такую любовь. И все же Николай Алексеевич начинает вспоминать молодость, минуты счастья и радости, которые во многом подарила ему Надежда. Не только героиня несчастна.
Николай Алексеевич, хоть и женился, признается, что тоже никогда не был счастлив по-настоящему: «Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно,- жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительнее, чем я тебя». Можно сказать, что героиня отомщена. Попытка понять природу любовного чувства Бунин делает в рассказе «Солнечный удар». «Странное приключение» потрясает душу поручика.
Расставшись с прекрасной незнакомкой, он не может обрести покой. При мысли о невозможности вновь встретить эту женщину «он почувствовал такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние». Автор убеждает читателя в серьезности чувств, переживаемых героем рассказа.
Поручик ощущает себя «страшно несчастным в этом городе». «Куда идти? Что делать?» — потерянно думает он. Глубина духовного прозрения героя ясно выражена в финальной фразе рассказа: «Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет».
Как объяснить то, что случилось с ним? Может быть, герой соприкоснулся с тем великим чувством, которое люди называют любовью, и ощущение потери привело его к осознанию трагичности бытия. Бунин никогда не рассказывал о счастливой любви, потому что соединение любящих — это уже совсем иные чувства и отношения.
В своих произведениях писатель всегда стремился остановить мгновенье на высшем взлете чувств. В любви, по его мнению, всегда должно быть место для страдания и боли как платы за то блаженство и «зарницы счастья», которые получаю влюбленные.