Образ современника в одном из произведений отечественной прозы последних десятилетий
Современная русская литература — явление малоизученное. Но от этого оно не становится менее интересным, наоборот, неизведанность сегодняшнего художественного пространства возбуждает интерес намного больше, чем, например, литература 19 века. Как же можно охарактеризовать литературный процесс последних десятилетий? Некоторые говорят о расцвете постмодернизма. Но, скорее всего, вернее будет заказать не о расцвете, а о закате.
Так как творчество таких писателей современности, как Татьяна Толстая, Виктор Пелевин, Борис Акунин, Михаил Веллер,
Многогранность эпохи объясняется многими фактами: различными религиозными устремлениями, или их отсутствием, различными идеологическими и политическими взглядами и многим другим. Так, в
Выбираются, естественно, только знаковые моменты, по которым мы узнаем историю поклонения числам человека. Отсюда и название произведения — «Числа». Вообще, интерес людей к нумерологии существует давно, но герой романа делает из этого интереса религию.
По мнению писателя, это связано с отсутствием в современном обществе прочной моральной и этической основы. Потому происходит замена этих понятий уродливым поклонением числу. С чего же началось это явление? С того, что еще в детстве маленький Александр решил, что для того, чтобы его не били, ему нужно нарисовать на бумаге несколько раз число семь. Мысль, по меньшей мере, бредовая, но что только не придумает ребенок, чтобы обезопасить себя и избавиться от страха.
Взрослея, герой не отказывается от своих мыслей по поводу числа «семь». Он с настойчивостью добивается его «внимания», выстраивая свою жизнь только с учетом него. Так, идя по улице, про себя Александр считает каждый свой шаг и, доходя до семи, начинает снова. Он не садился в машину, если в ее номере не было числа семь. В общем, Саша придумал себе множество примет.
Но с течением времени он стал понимать, что число «семь» не приносит ему стопроцентного результата. И изучив множество книг, где говорилось о магическом числе «семь» в культурах народов земли, он понял, что происходит это потому, что слишком много людей поклоняются этому числу, а он слишком неприметен на их фоне. Тогда Милюкин решил, что ему необходимо выбрать новое число для поклонения. И он избрал сумму числа «семь» — 34. Так он стал строить все свое существование, исходя из этого числа.
Герой стал заниматься компьютерным бизнесом, потом стал банкиром. И все у него было хорошо: «Его конкуренты не понимали, почему ему так везет». Александр отказывался от выгодных сделок только потому, что там не было числа 34, и, как потом оказывалось, он был прав. Многие пытались подражать ему в ведении дел, но у них ничего не получалось.
Самые современные компьютерные технологии не могли просчитать ход мыслей Милюкина: «Тогда все решили, что он связан с какими-то спецподразделениями, которые обладают большей информацией, чем все остальные». На самом же деле, все было только в этом числе. По крайней мере, так думал сам Милюкин.
И все было бы хорошо, если бы однажды Александр не решил, что если есть счастливое для него число, то есть и несчастливое. Таким было, как он догадался, число 43, так называемая «перевернутая семерка». Он стал панически его бояться и видеть везде вокруг.
Это привело к тому, что «удача отвернулась, потому что 43 преследовало его по пятам». Так Пелевин выводит перед читателем некий суррогат мировоззрения человека, изуродованного страхом и предрассудками. Нет в его жизни и понимания этой самой жизни, потерян и гол этот человек. Но, с другой стороны, автор подчеркивает мысль о том, что если человек захочет, если будет искренне верить в свою удачу, то все у него получится.
И наоборот… И все же роман имеет оптимистическое звучание. После того, как из-за числа 43 произошел крах карьеры героя, Александр Милюкин бросает все. Он решает, что, наверное, был не прав, когда строил свою судьбу таким образом, на поклонении числам.
Он начнет свою жизнь сначала, с белого листа.