Прозаическое наследие Марины Цветаевой
«Она прежде всего и всегда поэт, так остается она поэтом в каждой строчке своей прозы»… Это высказывание одного из современников как нельзя лучше характеризует прозу Марины Цветаевой , афористичную, выразительную, музыкальную. Цветаева писала прозу на протяжении всей своей творческой жизни. Это воспоминания о современниках, о своем детстве, статьи, дневники, записные книжки, письма. Всю свою прозу поэтесса называла «автобиографической».
В отличие от стихов, не получивших признания в эмигрантской среде , проза Цветаевой пользовалась
Вообще, в 1930-е годы и в поэтическом творчестве Цветаевой происходило усиление эпического начала, укрупнение жанровых форм. Поэтесса начала создавать стихотворные циклы, поэмы, драмы. Выход из поэзии в прозу, в новые творческие сферы обозначены Цветаевой как «расширение голоса» и в то же время как результат складывающихся жизненных обстоятельств.
В эти годы почти не печатали ее стихов, влияли оторванность от России, мучительность
Ей удается показать слабые и сильные стороны своих героев, запечатлеть их в минуты радости, боли, смятения. Со страниц книг Цветаевой встают живые портреты отца, профессора Московского университета, основателя Музея изящных искусств И. В. Цветаева, поэтов В. Брюсова, К. Бальмонта, О. Мандельштама, М. Волошина, М. Кузмина, А. Белого, юных студийцев-вахтанговцев С. Голлидэй, П. Антокольского, Ю. Завадского, а также самой Марины Ивановны — человека необычайно одаренного, но в то же время трагически одинокого, с юности несущего в себе заряд обреченности… Современники отмечали, что стихи Марины Цветаевой сложны для восприятия, проза куда понятнее и глубже. Цветаевская проза с первых слов, с первых строк очаровывает, завораживает: перед читателем разворачивается музыкально-поэтическое полотно воспоминаний, критических замечаний, дневниковых записей.
То, что не выплеснулось в стихи, высказалось в прозе, а так как в основе того и другого лежат биографические факты, мы сталкиваемся с необычным явлением: Марина Цветаева рассказала о времени и о себе языком поэзии и прозы, и эти два жанра органично дополняют друг друга.