Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне»
Драматургия Горького сложна и очень интересна. Талант одаренного писателя помог ему найти нужное место действия и подходящий конфликт, чтобы раскрыть свои позиции и взгляды. Интересно и то, что каждая реплика любого героя важна, имеет глубокий смысл. С каждым действием пьесы сюжет накаляется, события становятся все страшнее и страшнее.
Одним из кульминационных моментов произведения можно назвать эпизод убийства Пеплом Костылева. Это произошло в конце третьего действия. В этом действии Василиса узнает о планах своего любовника Васьки
Василиса не привыкла к отказам, ведь она — хозяйка жизни. Все должно выходить только так, как она пожелает. У этой женщины нет никаких положительных качеств. Она не умеет любить, сопереживать, сочувствовать. Свою родную сестру Василиса сделала рабыней, выполняющей все прихоти ее и Костылева.
И вдруг это безропотное существо каким-то образом уводит ее любовника Василия. Подобного Василиса стерпеть не могла. Она запирает Наташу дома и начинает ее избивать. Именно с этого момента начинается анализируемый эпизод.
Все
Но все его попытки зарабатывать на жизнь честным и добросовестным трудом ни к чему не приводят. В финале третьего действия мы слышим из его уст: «Как же?.. Надо жить… Пристанище надо… ну?.. Нет пристанища… ничего нет!
Один человек… один весь тут… Помощи нет…» Этот герой совсем недавно похоронил свою жену, к которой проявлял поразительную жестокость. Во время смертельной болезни он ни разу не пожалел Анну, не выказал ни малейшего сочувствия ей, казалось бы, самому близкому для него человеку. И вот Клещ сидит и рассуждает об одиночестве человека!
Во фразе «Нет пристанища» имеется в виду не столько физическое пристанище человека, сколько — душевное. Действительно, в социальных условиях, где «каждый за себя», человек оказывается невероятно одинок. И как же сильно должно быть это одиночество, чтобы это почувствовал даже сухой и жестокий Клещ!.. Действительно, как же должен быть одинок и беспомощен человек в обществе, где старшая сестра так издевается над младшей, как Василиса над Наташей! Она не только избила ее, но и обварила Наташе ноги кипятком.
Чудом полуобморочную девушку выхватывают у сестры. Страшно звучит реплика полицейского Медведева, обращенная к Сатину, заступающемуся за Наташу: «Не можешь… тут — дело семейное! Они — родные… а ты кто?». Что же это значит? Если между людьми есть кровное родство, сильные могут издеваться над слабыми?
И никто не имеет права защитить младшего? Неужели родство между людьми дает им право собственности друг над другом, — издеваться, избивать, в конце концов — убивать?! Хотя, если подумать, — сама Наташа во многом виновата в своем страшном положении. Именно ее молчание, ее покорность дали возможность Василисе делать с ней, что захочется, и считать ее своей собственностью.
Мне кажется, что изначально каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь. Важно отметить, что особенно в этой части пьесы Василиса показана «во всей своей красе». Эта «хозяйка жизни» в моральном и нравственном плане опустилась несравнимо ниже обитателей ночлежки. Это страшный человек, способный ради собственной выгоды на все. Самое ужасное — она всегда добивается своего.
Ей удается сделать так, чтобы Васька Пепел все-таки убил ее мужа. Тем самым она избавилась сразу от обоих. Именно в этом действии крушатся надежды вора Пепла на честную трудовую жизнь.
Он случайно в драке убивает ненавистного всеми Костылева и сначала не понимает, что натворил: «Иди… Зови… в больницу надо… ну, я рассчитаюсь с ними!». Когда Васька видит, что Костылев мертв, он понимает, что пропал, ему нечего терять, и решает убить Василису: «Ну? рада? Околел… старый пес!
По-твоему вышло… А… не прихлопнуть ли и тебя?». Пепел не только не смог уйти от преступной жизни, но к тому же еще и окончательно погубил свою жизнь. Мы понимаем, что его дальнейший путь — это тюрьма или каторга. Во всей этой страшной кутерьме жутко наблюдать за поведением двадцатилетнего сапожника Алешки.
Рядом с ним терпит страшные побои невинная девушка, умирает старик, окончательно рушится жизнь молодого человека. В этом юноше уже не осталось ничего человеческого. Хотя это и не удивительно — ведь он родился и вырос в подобной среде. В конце третьего действия Наташа, в беспамятстве от перенесенных потрясений, обвиняет во всем случившемся не только Василису, но и Пепла.
Она заявляет, что сестра и ее бывший любовник были в сговоре: «Люди добрые! Она — его любовница… вы знаете… это все знают… они — заодно! Она… это она его подговорила мужа убить… муж им мешал… и я мешала…
Вот — изувечили меня…». Таким образом, Васька Пепел лишился не только свободы, но и доверия девушки, которую по-настоящему любил. Анализируемый эпизод невероятно важен для всей пьесы.
Именно его можно назвать кульминационным в жизни многих героев произведения.