Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — «одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей — матери, сестры, друга… После сцены убийства практически сразу начинается наказание преступника. Ведь дальнейший ход романа является опровержением теории Раскольникова.
От убийства до признания проходит всего месяц. Борьба
Он симпатизирует Родиону, желает ему добра, но он же и провокатор, который должен вытянуть признания у подозреваемого. Роль следователя в романе — это постоянные подсмеивания над главным героем, при всей серьезности отношения к нему. Следователь сострадает Раскольникову, по-своему любит его, и Родион никак не может уловить, когда Порфирий Петрович
Он говорит страшные, вещи, делает ужасные намеки, но их шутейная форма больше, чем намеки, задевает Родиона. Смех следователя превращает гиганта Раскольникова в комика. Против этого принижения Родион восстает и на этом и попадается. Порфирий — это загадка для героя, магнит, к которому он тянется и от которого отталкивается. Следователь воле Раскольникова противопоставляет свою волю.
Лицо Порфирия Петровича и его «хи-хи», смешанные с состраданием, нетерпимы для «наполеончика» из Столярного переулка. И лишь когда он приходит к Раскольникову на квартиру, он не смеется, не подхихикивает и этим снимает маску и добивает Раскольникова. Следователь откровенно обвиняет его и предлагает явиться с повинной, хотя арестовать его нельзя из-за отсутствия доказательств. Он уверен, что у Раскольникова все наладится со временем, что ему «давно уже воздух переменить надо», что ему просто необходимо пострадать — это его излечит. Прощаясь, Порфирий Петрович советует Раскольникову, ежели он надумает покончить самоубийством, оставить «краткую, но обстоятельную записочку» в две строчки, поскольку так «благороднее будет-с».
Измотанный страхом разоблачения Раскольников пересматривает если не саму свою теорию, то свое место в ней, и с омерзением чувствует вдруг, как он ослабел, физически ослабел. «Я это должен был знать, — думал он с горькою усмешкой, — и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться?.. Я обязан был заранее, знать… Э! Да ведь я же заранее и знал!.. — прошептал он в отчаянии». Читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества этого писателя?
Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре его творчества стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке.
Болью и состраданием за «униженных и оскорбленных» пронизаны произведения писателя-гуманиста, человека, который думал, страдал и мучился.