«Моим стихам, написанным так рано…» анализ стихотворения Цветаевой
Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» было создано известной русской поэтессой и переводчицей Мариной Цветаевой 13 мая 1913 года. В это время ее произведения только начинали обретать популярность в небольших кругах, и стихотворение стало символом начала творческого расцвета поэтессы. Молодой Цветаевой на тот момент было чуть больше 20 лет, но несмотря на юный возраст, девушка писала глубокомысленные стихи «о юности и смерти».
Данное произведение Марины Цветаевой известно как «стихотворение-предсказание», так
Цветаева, будучи свободолюбивой личностью, не пыталась следовать никаким литературным тенденциям и течениям, и традиционно ее произведения не относят ни к одному из существующих литературных направлений. Однако иногда считается, что стиль ранней Цветаевой во многом перекликается с духом Символизма.
Необычным для лирического произведения является тот факт, что стихотворение построено на акцентах слогов, а не отдельных слов. Прерывистый ритм и подчеркнутые интонации — главные особенности авторского слога в этом произведении.
Такой тип составления рифм считается одним из самых гибких в ритмическом плане. При создании стихотворения поэтесса чередовала стили: нечетные строки написаны женской рифмой, а четные — мужской.
«Моим стихам, написанным так рано…» — это произведение, принадлежащее особенному жанру лирического стихотворения — Элегии. Творческие работы этого стиля отличает легкая грусть, которой проникнуты авторские фразы, задумчивость и меланхоличность. Также произведение Марины Цветаевой относят к так называемому жанру «стихотворения-предсказания» из-за пророчества для собственных стихов, которое поэтесса заключает в строки произведения.
В стихотворении автором рассматривается несколько тем, основная из которых — это Тема поэта и поэзии. При создании произведения Цветаева поднимает такую духовную проблему, как чувство собственной значимости творческого человека, его поиск общественного признания и личностное развитие. В небольшом произведении, состоящим из трех четверостиший, поэтесса раскрывает свое чувство обладания особенным литературным даром, а также волнение, связанное с судьбой собственных стихотворений.
Цветаева предчувствует их безызвестность, их ненужность . И одновременно предсказывает, как будто назло написанным словам, что однажды им все же «настанет свой черед». Между строк стихотворения читаются и другие чувства автора: боль переживания собственной безызвестности и в то же время — ощущение обладания поэтическим талантом; предвкушение признания, которое придет рано или поздно. Удивителен объем сюжета и количество переживаний, которые Цветаевой удалось поместить в одно предложение.
Переживания лирического героя не являются центральным местом в произведении, они скорее скрыты в так называемом «предсказании». Анализируя интонации стихотворения, его посылы, можно утверждать, что лирическая героиня Цветаевой преисполнена мужеством и воодушевлением. Она не рассматривает возможность бросить поэзию и попытать славы в другой сфере деятельности, для нее стихи — это смысл жизни и высшее предназначение.
Образ лирического героя, его преданность любимому делу внушает читателю уважение и вдохновляет на борьбу с судьбой.
Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» отличает многообразие троп, которые и создают запоминающийся портрет лирического героя. Преобладают такие средства художественной выразительности, как Сравнения , а также Эпитеты . Встречающиеся риторические Восклицания , лексические Повторы и Олицетворения создают яркую художественность и разнообразие мотивов.
В небольшом по объему произведении Марина Цветаева сумела раскрыть множество проблем, с которыми встречаются творческие люди. Удивительным образом в стихотворении, состоящем из двенадцати строчек, философские темы совмещаются с утонченной лирической красотой. Можно считать, что пророчество, произнесенное Цветаевой в данном произведении, действительно воплотилось в жизнь: ее стихам «настал черед».