Вечные мотивы в мировой литературе
Каждый народ имеет свои книги, берущие истоки из далекого и древнего фольклора. Национальные литературы отражают специфику жизни — образ мысли людей разных стран, их культуру, быт и традиции. Искусство слова каждого народа оригинально и своеобычно.
Но есть проблемы, которые волнуют всех людей во все времена, независимо от их национальности, условий жизни, социального положения. Каждое поколение вновь и вновь ставит перед собой глубокие философские вопросы: что есть жизнь и смерть, что есть любовь, как устроен мир и человек, в чем смысл
Так, трагедия Шекспира «Гамлет» рисует вечный конфликт, противоборство человека и окружающего мира. Герою трагедии, молодому принцу Гамлету, открывается страшное: он узнает, что его отца, в борьбе за престол, отравил родной брат. В этом преступлении
Он разочаровывается во всем мире и всех людях — чего можно ожидать от них, если самые близкие оказались коварными и циничными предателями? Таким образом, Гамлет оказывается один на один с несправедливым миром, а вернее, со своими иллюзиями относительно этого мира. Он начинает сомневаться в ценности и целесообразности жизни вообще — если зло так сильно и непреодолимо, есть ли смысл жить? Но постепенно Гамлет понимает и принимает свою миссию — «вправить» вывихнувшиеся суставы «Времени». Он вступает в борьбу со Злом, желая восстановить справедливость, «ход Времени» и соотношение Света и Тьмы.
В результате этого противоборства герой решает для себя многие вопросы, основным из которых является вопрос о сущности смерти. В итоге он приходит к осознанию, что смерть превращает человека в ничто, а жизнь — это вечное противоречие между реальностью и идеалами. Герой другого классика мировой литературы — И. В. Гете — ученый Фауст — тоже стремился познать сущность жизни и смерти, а также узнать все тайны Вселенной.
В чем смысл человеческой жизни? Каково предназначение красоты и что есть красота? Что такое творчество и вдохновение?
Что есть любовь? Где кончается добро и начинается зло? Что есть человеческая душа и есть ли какая-то ценность дороже ее? Все эти вопросы возникают перед Фаустом в процессе его изысканий.
Герой на себе испытывает все: опускается на самое дно, общаясь с дьяволом, и поднимается на самые вершины, испытывая любовь к Маргарите. В процессе своего жизненного пути он делает много ошибок, но в итоге приходит к осознанию смысла своей жизни — творческого труда на благо людей. В другой трагедии Шекспира — «Ромео и Джульетта» — автор решает вопрос о том, что есть любовь, какова ее сила и значение в жизни. На примере своих героев великий англичанин показывает, что это чувство прекрасно во всех его проявлениях.
Любовь способны испытывать все люди, независимо от возраста и социального положения, она имеет разные воплощения и обличья . Более того, это чувство жизненно необходимо каждому, ибо на нем зиждется весь мир. Шекспир, в духе традиций Возрождения, говорит о том, что прекрасны все проявления любви, и духовные и телесные. Отрицая какую-то из этих составляющих, люди сознательно обедняют себя. На примере чувства Ромео и Джульетты мы понимаем, что любовь — мощнейшая сила, способная примирить непримиримых врагов и преодолеть любые козни, даже саму смерть.
Другой классик мировой литературы — француз Ж. Б. Мольер — в своей комедии «Тартюф» глубоко раскрыл еще одну «вечную» тему — тему Лицемерия и ее разрушительной силы. Писатель показывает, что ложь — неотъемлемая часть человеческой натуры и человеческого общества. Но если существует невинная ложь или ложь во благо , то существует и разрушающая ложь, калечащая судьбы, покушающаяся на самое святое. Носителем именно такой лжи и других ее проявлений является в комедии святоша Тартюф. Этот человек, искусно обманывая и лицемеря, добивается своих, сугубо корыстных, целей — заполучить богатство Оргона, развлечься с его женой Эльмирой и так далее.
Для Тартюфа нет ничего святого или неприкосновенного — он готов клеветать, унижать, разрушать все на своем пути, безжалостно и методично. Таким образом, этот герой является воплощением абсолютного Зла. Но персонажи Мольера, в отличие от шекспировского Гамлета, побеждают Тартюфа, а значит, пусть и временно, побеждают само Зло. В этом им помогает, конечно же, Добро, которое трактуется драматургом в духе эпохи Просвещения — в лице государства и просвещенного монарха. Таким образом, вечные мотивы в мировой литературе помогают освещать важные стороны человеческого бытия, связанные с глубокими философскими проблемами.
Человеку всегда важно было понять, кто он, где находится и куда идет. Мировая классика отвечает на эти вопросы, помогаю читателю найти свое место в жизни, понять и усвоить непреходящие ценности, расставить свои приоритеты.