Стихотворение А. А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…»
К раннему творчеству Анны Андреевны Ахматовой относятся сборники «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник». В них поэтесса постепенно определила свое отношение к любви. В «Вечере» — это «влюбленность» в саму любовь, в «Четках» — страсть и забава. Последние же две книги она любила намного сильнее, но не потому, что в них больше стихов, которые А. Ахматова считала «лучшими», а потому, что в зрелые годы не любила себя такой, какой запечатлели ее «Четки».
В «Белой стае» — это уже не легкомысленная
Понедельник…», написанное в 1917 году, вошло в сборник «Белая стая». Оно является ярким образцом переосмысленного Ахматовой отношения к любви. В нем можно увидеть иронически интонации
Эта фраза подчеркивает отличие внутреннего состояния героини «Белой стаи» и «Вечера». Здесь мы уже не встретим порывисто сжатых рук «под темной вуалью», «ее», бегущую за «ним» до ворот, кричащую: «Уйдешь, я умру». Все в анализируемом стихотворении уже дышит внешним спокойствием, осмысленностью и внутренней напряженностью. Любовь теперь для лирической героини А. Ахматовой — это не чувство, возникшее «от лености или со скуки», это «тайна», которая открывается немногим. Она не просто побуждает людей ждать свиданий, бояться разлуки и петь любовные песни, а переживается глубоко внутри, как болезнь.
Таковы были размышления поэтессы в период создания сборника «Белая стая». Но, несмотря на изменения, произошедшие во взглядах А. Ахматовой, по форме их выражения стихотворение остается, безусловно, «ахматовским». Оно начинается односоставными предложениями-символами, напоминающими деловой, сжатый стиль эпического рассказа: Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле. Это повествование неожиданно прерывается эмоциональным восклицанием, совершенно противоположным первым двум строкам по стилистической окраске: Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. Такое употребление неодинаковых по стилю фраз показывает нам умение Ахматовой эмоционально наполнить свою речь, заинтриговать читателя и дать стиху совершенно неожиданное продолжение. Второе четверостишие пронизано иронией над чувством, которое большинство поэтов воспевало, облекая свои внутренние переживания в символическую форму. Ахматова же описывает любовь как нечто весьма материальное, складывающееся из того, что: Все поверили, так и живут: Ждут свиданий, боятся разлуки И любовные песни поют.
Но это совсем не значит, что поэтессе чужды высокие чувства и сильнейшие душевные переживания. Мы убеждаемся в этом в последнем четверостишии, которое раскрывает ее истинное отношение к любви: Но иным открывается тайна… Я на это наткнулась случайно, И с тех пор все как будто больна.
Все это составляет особенность стиля А. Ахматовой, неповторимость которого заключается в способности рисовать обыкновенные образы, максимально наполняя их многогранным смыслом и эмоциональностью. Стихотворение состоит из двенадцати строк, не разделенных на строфы. Это создает впечатление единой линии рассуждений поэтессы. Единство формы и содержания достигается логично построенными предложениями, не имеющими налета надуманности и четко уложенными в рамки ритма.
Все это позволяет легко читать стихотворение и постигать его смысл, соглашаться с автором или нет. Я согласна с А. Ахматовой, что любовь — это «тайна», это «болезнь», которая поселяется внутри человека «случайно». И, хотя я еще не испытывал такого сильного чувства, я все же надеюсь, что оно откроется мне не «от лености или со скуки», а как пришло оно «иным», одной из которых является не мыслящая себя без любви Анна Ахматова.