Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков
Рубеж XIX-XX вв. — время перелома, распада устоявшейся системы, в том числе и литературной. Это время острейших противоречий и споров о судьбах отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца людей мыслящих — вопрос о свободе и равенстве.
Эта тема нашла свое отражение во многих произведениях литературы того времени, нашла отклик у многих писателей, в том числе и у Максима Горького. Ранние рассказы Горького принято относить к романтическим произведениям. Во-первых, потому, что в них писатель несколько идеализирует
Во-вторых, главной темой ранних рассказов М. Горького является тема свободы и любви. Уже в одном из первых своих рассказов Горький высказывает собственную точку зрения на эти проблемы, дает свое определение понятиям любви и свободы, четко формулируя мысль: «Свобода для человека — главнее всего на свете». Герои произведений Горького — разные люди, страстные и противоречивые, как и он сам. Но всех их объединяет общая черта — любовь и стремление к свободе.
Каждый герой по-своему распоряжается со своей свободой, по-своему воспринимает ее, и по-своему
Челкаш — босяк, типичный для Горького персонаж его реалистичных произведений. «Старый травленый волк, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». «Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал». Желая точнее передать сущность своих героев, Горький нередко сравнивал их с хищными, свободными птицами — Орел, Сокол, Ястреб — эти сравнения ассоциативно напоминают бескрайнее небо, волю и отрешенность от суеты жизни на земле. Пейзаж — море, просторное и сильное, бескрайние степи и высокое небо — так же указывает на любовь к свободе героев Горького. Челкаш представлен читателю в портовом городке, на берегу моря.
Он горд, кажется, что он полностью доволен своим существованием. Независимый ни от кого и ни от чего, без дома, без семьи, для него не существует законов и обязательств. Люди боятся и уважают его. Заработанные деньги он пропивает, и кажется, все бы хорошо..но для чего ему свобода? Для чего он живет?
Этот стойкий человек, имеющий свое представление о жизни и о правде, смелый и даже справедливый, Челкаш сам понимает, что в этой жизни он совершенно лишний. Слова Гаврилы, «Пропащий ведь ты… Нет тебе пути…» задевают Челкаша: как может этот теленок так говорить ему, видавшему виды «степному волку»? И не только самолюбие задело Челкаша, но еще и понимание того, что Гаврила, в, общем-то, прав.
Что делать с этой абсолютной свободой, со своей полужизнью — полусуществованием? Челкаш лишен понимания смысла собственной свободы и жизни. Я считаю, что проблема свободной личности Челкаша — в бесполезности того, к чему он стремился. Это и есть его расплата за свободу.
Так же как одиночество и скитания Ларры, смерть Коновалова и рабство свободолюбия Лойко и Радды.