Отрицательные и положительные герои драмы Шиллера «Дон Карлос»

Пусть он осуществит — ему скажите
Пойдут плечо к плечу
Лагерь деспотизма представлен в «Дон Карлосе» рядом фигур. Герцог Альба типичный представитель феодальной знати. Он мечтает о власти и стремится к ней, не останавливаясь ни перед какими средствами. Его принципы сводятся к несложной формуле — сила есть право. Он убежденный монархист, верящий в то, что Испании предназначена миссия господствовать над другими народами. Себе же он стремится завоевать место как можно ближе к трону, чтобы достичь вершины власти и управлять даже

самим королем.
Если Альба — представитель светских феодалов, то монах Доминго, духовник короля, воплощает в себе все отрицательные черты феодальной церкви. Он типичный иезуит. Благочестивые слова, маска набожности служат ему, чтобы прикрывать вполне земные, корыстные интересы церкви. Он объединяется с Альбой для борьбы против общих врагов Карлоса и Позы. Доминго придерживается иезуитского принципа — цель оправдывает средства. Нет такой подлости, лжи, предательства, к которым он не прибегнет, если это ему нужно для утверждения мрачной власти церкви, для подавления свободы.
Вместе с тем Шиллер наделяет его
и человеческими чертами. Филипп томится своим одиночеством. Он чувствует, что для всех он король, а ему хотелось бы, чтобы перед ним не только преклонялись, как перед всемогущим властителем, но и любили в нем человека. Проблески человечности являются у Филиппа краткими и непрочными. Стоит ему столкнуться с сопротивлением своей воле, как мгновенно в нем пробуждается деспот, и он жесточайшим образом расправляется с теми, кто вызвал его гнев.
В согласье полном будет счастье граждан.
И провиденье тот же дивный пламень
Как же мыслит себе Поза устройство нового свободного государства, которое должно быть создано с высоты трона каким-нибудь просвещенным монархом? Характер этого строя вполне отчетливо выявляется в беседе Позы с королем. Идеал Позы — государственный строй, при котором власть монарха и свобода граждан составляют одно гармоничное целое. По мнению Позы, осуществление идеала политической свободы может идти двояким путем: с одной стороны, феодально-абсолютистское общество не должно сопротивляться «движению всеобщей весны» свободы, не должно задерживать «истории всемирной колесо»; с другой же стороны, и «страсть к нововведениям, то есть идеи о революции снизу, не должны быть навязаны обществу. При соблюдении этих условий новый общественный строй будет медленно, но верно развиваться.
Взойдет, быть может, на подобный трон,
Маркиз Поза сделал попытку убедить Филиппа II провести в жизнь либеральные реформы. Но, как и следовало ожидать, он не встретил поддержки своим идеям у короля-деспота, которому Поза был нужен только в качестве помощника для укрепления своей власти. Однако главные надежды Поза связывал не с королем, а с наследником — Дон Карлосом, который по вступлении на престол должен осуществить идеалы маркиза. И даже тогда, когда Поза уже не сомневался в своей гибели, он просит Елизавету передать Карлосу:
Как ни сильны личные мотивы, движущие Карлосом и Елизаветой, в итоге своего духовного развития оба они приходят к тому, что жертвуют счастьем во имя более высокой цели — служения идеалам освобождения народов. Но то, к чему они приходят, является лишь итогом их эволюции, тогда как маркиз Поза, оказывающий столь значительное влияние на них обоих, с самого начала — человек, отрекшийся от личного блага во имя борьбы за право народа.
Мечту о новом, лучшем государстве.
А человечность и необходимость
Оба эти характера отличаются полной определенностью. Ни один из «их не знает колебаний. Иначе обрисован король. В Филиппе как бы две души. Он честолюбивый монарх, стремящийся распространить свою власть на весь мир. Он живой носитель принципа абсолютизма, жестокий и своевольный до самодурства.
К придворному миру принадлежит и принцесса Эболи, страстно влюбленная в Дои Карлоса. Узнав о том, что он любит не ее, а королеву, Эболи в своей жажде мести не останавливается перед предательством. Однако любовь все же берет в ней верх, и она раскаивается в совершенном. Отрицательным персонажам противопоставлены положительные герои драмы. Их отличает альтруизм, способность к самопожертвованию, отречению от своих интересов во имя блага близких или всего общества.
Вновь человека обретет в себе,
И только тяжесть их усугубляет
Но времена другие
Она не сможет снять с людей оковы
Королева Елизавета обрисована Шиллером как воплощение высокого духовного благородства. Она борется со своим чувством и отрекается от любви к Карлосу, мечтая лишь о том, чтобы он посвятил себя благородной задаче облегчения участи угнетенных и покоренных Испанией народов.
Такой благородной натурой является Дон Карлос. Личная драма отвлекает его от помыслов о народном благе. Но когда он видит подвиг маркиза Позы, пожертвовавшего своей жизнью ради друга и ради того, чтобы он смог вырваться из своей золотой клетки, Карлос решает посвятить себя борьбе за свободу.
Пройдут века и принц, ему подобный,
В грудь нового избранника вдохнет
Речи Позы свидетельствуют о том, что автор, вложивший в его уста свои мысли, отнюдь не отказался от своего общественного идеала, заключавшегося в создании таких форм социального устройства, которые обеспечивали бы благоденствие народных масс. Но на массы Поза не возлагает, по-видимому, сейчас надежд. Здесь, в «Дон Карлосе» Шиллером впервые выдвигается мысль, что народ следует перевоспитать и тогда лишь он окажется подготовленным к условиям свободной жизни. В этом смысле маркиз и говорит о будущем:
Придут на смену времени Филиппа.
Человек
Поза хотел бы, чтобы Филипп пошел на компромисс с восставшими Нидерландами, даровал им политические реформы и свободу мысли, то есть примирился бы с реформацией церкви. Компромиссной является вся политическая программа, которую Поза излагает Филиппу II. Он предвидит постепенную эволюцию политических форм:
К высоким добродетелям свободы.
Смягчится век! С величьем королей
Главным положительным героем в «Дон Карлосе» и является маркиз Поза, выступающий выразителем идей самого автора. Какие же это идеи и чем они отличаются от идей поэта периода «бури и натиска»? Поза стремится к тому, чтобы новый социально-политический строй был установлен не снизу, не народной революцией, а путем постепенных реформ сверху, даруемых «великой, светлой личностью» на троне, то есть просвещенным монархом. Вот почему Поза возлагает свои надежды то на принца, то на короля, стараясь побудить их к действиям, направленным на благо народа. Поэтому он прилагает столько усилий, чтобы вывести Карлоса из апатии, поэтому пользуется представившимся случаем, чтобы склонить Филиппа II на свою сторону.
Поза откровенно говорит Филиппу, что он не может быть слугой монарха, но вместе с тем, утверждая свое право быть «самостоятельным мыслителем», он отрицает свою принадлежность к тем, кто стремится перестроить мир революционным путем:
Мне страсть к нововведениям смешна.
Достоинство вернет и приобщится

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Отрицательные и положительные герои драмы Шиллера «Дон Карлос»