Женские образы в трагедии У. Шекспира “Гамлет”

1. Значение женских образов.
2. Гертруда, королева Дании.
3. Офелия, дочь Полония.
В трагедии У. Шекспира “Гамлет” очень мало женских образов, что обусловлено самим сюжетом – сын должен отомстить убийце своего отца, родному дяде. Тем не менее образы Гертруды, королевы Датской, и Офелии, дочери королевского советника Полония, играют в трагедии весьма значимую роль. В этих двух образах не просто нашли воплощение многие типичные для женского характера черты – как достойные, так и не очень. В процессе общения с этими женщинами глубже

раскрываются характеры Гамлета и его врага, короля Клавдия, а также отчасти и характеры покойного отца Гамлета и Полония, который ради королевской благосклонности готов поставить под удар собственную дочь.
“О женщины, вам имя – вероломство!” – восклицает Гамлет, сокрушаясь о том, что его мать очень быстро позабыла его отца и вышла замуж за его брата. Однако едва ли можно с полным правом называть Гертруду вероломной – скорее легкомысленной. Знай эта женщина всю правду о смерти своего первого мужа, она бы, конечно, едва ли решилась бы соединить свою судьбу с его убийцей. Однако это незнание не оправдывает
поступка женщины. “В лета, как ваши, живут не бурями, а головой”, – укоряет мать Гамлет, указывая на то, какого человека она позабыла неприлично быстро и променяла на того, кто “словно колос, пораженный порчей”. Но, несмотря на легкомыслие, которое никак не подобает матери, имеющей взрослого сына, а тем более королеве, Гертруда отнюдь не лишена достойных качеств. Так, несомненна ее искренняя любовь к сыну:
Ты знаешь сам, что я скорей умру,
Чем соглашусь предать тебя.
Как всякая мать, она мечтала о том, чтобы ее сын был счастлив. Героиня искренне оплакивает гибель Офелии, которую хотела бы видеть женой Гамлета. Но в то же время королева никак не может быть сыну поддержкой – нет, она послушно следует указаниям своего нового супруга, который пожелал, чтобы Полоний подслушивал беседу матери и сына. Гертруда ни на миг не сомневается в том, что Клавдий не желает зла ее сыну. В начале пьесы королева уговаривает Гамлета не уезжать из Дании – очевидно, в большей степени из любви к сыну, но также и вторя речам своего мужа, о подлинном смысле которых Гертруда не задумывается. Однако когда Клавдий отправляет Гамлета в Англию, Гертруда не пытается помешать этому: она опять-таки не подозревает, что король намерен погубить ее сына чужими руками, а королева искренне верит, что муж просто старается обезопасить ее сына от неприятных последствий, которые может для Гамлета возыметь случайное убийство Полония.
Легкомысленная, доверчивая и недалекая – такой предстает королева Гертруда, мать Гамлета. И все же первый муж, отец ее сына, глубоко и преданно любил эту женщину, несмотря на то что после своей смерти узнал о свадьбе жены с его убийцей. Призрак отца Гамлета не единожды обнаруживает заботу о своей неверной вдове. Так, он напоминает сыну, что
. как бы не сложилась месть,
Не оскверняй души и умышленьем
Не посягай на мать.
“Но посмотри, что с матерью твоею”, – говорит Призрак, являясь в комнату королевы, чтобы напомнить Гамлету о его долге. Покойный король Дании, обеспокоенный тем, что его смерть неотомщена, тем не менее проявляет участие к своей ветреной вдове. Вероятно, и преступный Клавдий, второй муж Гертруды, по-своему к ней привязан: “Не оставляй меня, жена. Душа в тревоге и устрашена”. Вероятно, искренность это женщины, хоть и не подкрепленная прочностью чувств и постоянством, ее живое участие к тому, кто находится с ней рядом в данный момент, придавали ее мужьям уверенности в себе. Но, будучи привязан к ней, Клавдий не моргнув глазом намеревается погубить ее сына – главное, чтобы она ни о чем не догадалась:
И даже мать, не заподозрив козней,
Во всем увидит случай.
Однако водоворот страшных событий, сменяющих друг друга, увлекает и ее. Гертруда погибает случайно, выпив отравленное вино, которое Клавдий предназначал Гамлету. Точно также в трагедии гибнет Полоний – от удара, который Гамлет желал бы нанести убийце своего отца, королю Клавдию. Но Клавдий мог бы еще предотвратить гибель жены, однако он весьма вяло пытается остановить Гертруду, когда она подносит к губам бокал с ядом. Но у Клавдия стремление погубить Гамлета оказывается сильнее привязанности к королеве: король не только допускает, чтобы его жена выпила отравленное вино, но и пытается представить ее агонию как обморок. Лишь в последние мгновения королева понимает, куда завлекло ее легкомыслие, с каким человеком она соединила жизнь – жизнь, которая вот-вот оборвется по его вине. Как и все образы в “Гамлете”, образ королевы трагичен – своей доверчивостью, слепой верой в благородство второго мужа, а также благодаря своей неожиданной, нелепой и трагической кончине.
Однако влияние Гертруды оказалось значимым не только для ее двух мужей, но и для сына. Следует заметить, что это влияние в основном отрицательного характера. Наглядный пример матери заставляет Гамлета сомневаться в женской верности вообще, тем самым отравляя его любовь к Офелии.
Образ Офелии, разумеется, трагичен в еще большей степени, чем Гертруды. Как королева в своих поступках во многом зависит от мужа, так и Офелия зависит от отца. Как и Гертруда, Офелия никого не подозревает в дурных замыслах: она искренне верит клятвам Гамлета, что вызывает нарекания со стороны ее отца, к которому она глубоко привязана. Но Офелия, конечно, не способна ни проникнуть в тайные козни своего отца и короля, ни понять душевные терзания Гамлета, которые прорываются наружу в колких и жестоких словах. При всей любви к Офелии Гамлет, конечно, не может ей полностью доверять, как и своей матери, и дело тут не в “вероломстве” чистой, благородной девушки, а в ее дочернем послушании. “Вот что мне дочь дала из послушанья”, – заявляет Полоний, зачитывая королю и королеве письмо Гамлета.
Можно сказать, что Офелия погибает по вине человека, которого она любила, – по вине Гамлета, хоть это и невольная вина. Намереваясь покончить с убийцей своего отца, Гамлет по ошибке убивает отца Офелии, смерть Полония становится причиной безумия девушки, а безумие, вызванное скорбью по отцу – причиной ее смерти. Таким образом, напрашивается несколько неожиданный вывод: и Гертруда, и Офелия гибнут по вине мужчин, которых они любили. Стремясь уничтожить друг друга, Гамлет и Клавдий невольно истребляют всех, чьи судьбы связаны с их собственными. Хотя Клавдием руководит преступное желание устранить законного наследника престола, а Гамлетом – жажда справедливой мести за отца, оба эти мотива в равной степени оказываются разрушительными. Там, где сердцами людей прочно завладела вражда, нет места для любви – и возлюбленные противников погибают. Это тоже требует возмездия: “За матерью последуй!” – восклицает Гамлет, закапывая короля. Королева отравлена, следовательно, сын должен отомстить не только за отца, но и за мать. Однако и Гамлет не уходит от наказания за смерть Полония и Офелии, которую принц Датский любил ” как сорок тысяч братьев”.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Классицизм 17-18 века.
Сейчас вы читаете: Женские образы в трагедии У. Шекспира “Гамлет”