Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Второй вариант)
.Сами по себе вещи не бывают хорошими
И дурными, а только в нашей оценке.
В. Шекспир. Гамлет
Со времени создания трагедии В. Шекспира «Гамлет» взгляд на ее героя постоянно менялся, поскольку изменялась сама жизнь, культура, вкусы и понятия, другим стал и театр. И если современники Шекспира были в первую очередь увлечены линией кровной мести принца Датского похитителю трона и виновнику смерти его отца-короля, то наших современников волнуют многие философские, общечеловеческие вопросы, затронутые в трагедии: о смысле жизни, о смерти,
Шекспировский Гамлет оказывается в очень сложной ситуации, когда понятия о добре и зле, которыми он руководствовался в жизни, переворачиваются с ног на голову, и это разрушает устои мира, в котором живет принц.
Жизнь Гамлета до случившейся трагедии была прекрасной и безоблачной. Отец являлся для него идеалом как человека, так и государственного правителя, любящая мать была верной женой и чудесной женщиной. Сам Гамлет, чувствительный, умный, но немного наивный юноша, учился в университете, писал стихи, увлекался театром. С детства принц был окружен верными друзьями, с которыми спорил и мечтал, постигал
И вдруг все это оказывается разрушенным в один момент. В расцвете лет внезапно умирает король. Не проходит и месяца после похорон, как мать выходит замуж за брата отца — Клавдия, чем доставляет страдания и без того опечаленному утратой сыну. Что же происходит в королевстве? Вместо скорби и траура — пир и веселье! Еще больше поражает Гамлета известие, полученное от призрака его собственного отца: оказывается, это Клавдий виновен в смерти брата, он влил спящему в саду королю яд в ухо. Призрак короля просит сына отомстить за низкое убийство.
Беды, обрушившиеся на принца, заставляют его по-новому посмотреть на людей, его окружающих, пересмотреть свою жизнь, подвергнуть сомнению все ценности. Он замечает в мире много зла, скрытого раньше от его глаз, и понимает, что его цель — не просто отомстить за смерть короля, но и уничтожить это зло:
Век расшатался — и скверней всего,
Что я рожден восстановить его!
Для Гамлета нет возврата к прежней жизни. Пока он не решит волнующие его вопросы, он не возобновит учения в университете, поскольку на душе у него тяжело, он «утратил всю свою веселость, забросил привычные занятия». Повсюду он ощущает зло и бесчестность, и мир постоянно подтверждает его догадки. Даже бывшие верные и надежные друзья Розенкранц и Гильденстерн предают его, становясь добровольными шпионами нового короля.
Но Гамлет поднимается над своими чувствами, обращаясь к разуму, невзирая на то, что все считают его безумным. Безумие — лишь игра, зеркало, которое он пытается подставить миру.
Гамлет еще недостаточно уверен в том, что новый король Клавдий — убийца отца, одного свидетельства призрака мало принцу. Разыгрывая в театральном представлении подробности злодейства, принц следит за Клавдием, и тот не выдерживает испытания. Совесть убийцы нечиста! Но Гамлет не может открыто обвинить Клавдия в злодействе, поскольку нет свидетелей, да и окружен король своими людьми, которые скорее признают безумным принца, чем коварным убийцей — нового короля. А на стороне Гамлета — только верный и единственный друг Горацио и горстка надежных и честных людей.
Обновленный несчастьями, Гамлет все яснее видит, что люди, которым он раньше доверял и которых любил, не снимают масок лицемерия. Мать, прежде бесконечно любившая старого короля — своего первого мужа, теперь разделяет супружеское ложе и трон с убийцей и притворщиком. Сам Клавдий, убийца, создает видимость добродетельного и порядочного отчима и короля. Друзья Розенкранц и Гильденстерн — предатели и шпионы. Любимая девушка становится послушным орудием в руках врагов.
Еще больше волнует Гамлета выполнение данной призраку клятвы отомстить. Он не хочет уподобляться Клавдию и оставляет ему жизнь, застав одного в молельне. Его цель — разоблачить зло и обман, но все тяжелее для него бремя клятвы:
Я сын убитого. Мне небо
Сказало: встань и отомсти. А я,
Я изощряюсь в жалких восклицаньях
И сквернословием душу отвожу.
Выжидая, Гамлет ощущает противоречие в своей душе: с одной стороны, он не желает увеличивать количество зла в мире, с другой — ведет себя как «вялодушный дурень», «мямлит и ничего не делает». Веру в себя, решимость и уверенность в своих действиях Гамлет обретает, придя к выводу, что человек должен активно и непримиримо противостоять злу, но как это применить к себе — не знает.
Беда не ходит одна. Трагедия усугубляется тем, что Гамлет нечаянно убивает Полония, отца Офелии, а сама Офелия по его вине сходит с ума и вскоре погибает.
Лаэрт, желая отомстить за гибель отца и сестры, вступает в сговор с королем, и они решают устроить между Лаэртом и Гамлетом «дружеский» поединок, при этом рапира Лаэрта будет отравлена. Но и во время поединка Гамлет оказывается на голову выше, чище и честнее своих врагов, поскольку признает свою вину за невольное убийство Полония, прося у его сына прощения.
Концовка этого великого произведения бесконечно трагична. Королева отравлена, король заколот, Лаэрт и Гамлет гибнут от ран, полученных отравленной рапирой. И хотя победа остается на стороне Гамлета, который все же успевает разоблачить зло и восстановить справедливость, нам жаль благородного принца, поскольку он не сумел выжить и занять трон, которого он достоин, не сможет он теперь и проследить: до конца ли истреблено зло в Датском королевстве.
Шекспир не давал ответов на вопросы, которые ставил в своей трагедии. Он предоставил право выбора и решения читателю, и каждое поколение будет отвечать на них по-своему.