Развязка трагедии «Гамлет»
Размышления Гамлета о бренности жизни прерываются звуками труб. На кладбище движется похоронная процессия. Лаэрт спускается в могилу, пусть зароют и его вместе с сестрой. Офелия мертва. Гамлет не знал об этом. Но зачем же Лаэрт похваляется своей скорбью? Разве меньше скорбь Гамлета? Принц спрыгивает в открытую могилу. Между ним и Лаэртом завязывается борьба. Их разнимают, но скоро им снова придется встретиться. Гамлет и Лаэрт. Как схожи, казалось бы, их цели. И тот и другой поклялись отомстить за убийство отца. Но как различны эти люди по своему
Гамлет медлит со свершением мести. Лаэрт без раздумий стремится к цели. Долг мести вытесняет в нем все другие помыслы и стремления. Гамлет сложен и глубок. Он противостоит феодальному миру, он несет в себе будущее. Лаэрт — плоть от плоти Полония — целиком в плену у прошлого. Пусть
— «Всему король, король всему виновник».
И Гамлет, собрав последние силы, закалывает короля. Мщение свершилось. Горацио хочет умереть вместе с Гамлетом и подносит к губам чашу с остатками яда. Гамлет удерживает его, он просит друга поведать миру о его жизни.
— О жизни тех, кто остался, думает он в последний миг, уходя из жизни.
— О жизни, о потомках, о судьбах своей страны.
За сценой слышатся звуки марша. Это идет норвежский принц Фортинбрас, новый властитель Дании.
К будущему обращена развязка трагедии. Может быть, те, кто придет на смену погибшим, будут жить по-другому. И, может быть, им поможет повесть о горестной судьбе датского принца, вставшего на борьбу за поруганную правду. Каждое столетие, каждый народ открывали новые грани в трагедии Шекспира. Образ Гамлета получал различные толкования и сценические воплощения, вызывал споры. Многие видели основу трагедии датского принца в недостатке воли к действию, во внутренней слабости, переизбытке самоанализа, ведущем к раздвоению. Но такое толкование односторонне, оно обедняет Гамлета и притупляет остроту главного конфликта трагедии. Шекспировский Гамлет вовсе не слабая личность. Он смел и решителен, он не боится взглянуть в лицо правде. Внутренний разлад возникает в нем не от недостатка воли к действию, а от сознания неразрешимости своего конфликта с обществом. Подобно многим гуманистам эпохи Возрождения, Гамлет опередил свой век. Его идеалы, цели, требования к человеку выше и глубже идеалов феодального мира и нарождавшегося тогда буржуазного общества, его мечта о высоких и чистых отношениях между людьми не может осуществиться в мире Клавдиев и Полониев, Гильденстернов и Розенкранцев.
Что может быть мучительнее для сильного, чем ощущение своего бессилия, невозможности сокрушить одинокой борьбой мир-тюрьму? Прозорливость Гамлета, его проницательность и сила ума лишь умножают эти муки. Он переживает двойной конфликт в борьбе с миром и с самим собой. В этом причина его медлительности и сомнений/Но все же Гамлет не смиряется, он отвергает выход в небытие, продолжает борьбу и перед смертью обращается к будущему.