Определите главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет»
Единение английской наций, духовный подъем, напряженность культурной жизни — при таких условиях на границе ХVІ-ХVІІ ст. появилась в английской литературе величественная фигура Вильяма Шекспира. «Гамлет» — одна из известнейших трагедий большого драматурга. Исследователи творчества Шекспира утверждают, что в истории искусства нет другого примера такой стойкой и продолжительной популярности пьесы, как популярность «Гамлета». Почти триста лет эта трагедия живет на театральных конах мира. Секрет такой длинной заинтересованности
От этого закона отступает Гамлет. Он человек нового времени, гуманист, и жестокая месть противоречит его натуре. Вдобавок, чтобы воспринимать месть как акт, который имеет всемирное значение и восстанавливает всемирную гармонию, надо было мыслить по-старому, воспринимать себя частицей мирового целого. Именно этого Гамлет и не ощущает. Он отчужден от мира, не верит, что один удар может что-то решить в мировой гармонии, что он своими силами может что-то изменить. Осознание своего отношения к миру наитяжелее дается герою. Именно этому
Опорные слова: гуманистический взгляд на человека, борьба добра и злая, одинокость человека в мире, способность изменить мир на лучше, мотив отчуждения человека, мотив мести.
Герой живое в произведении, как само произведение живое в традиции, перекликается с другими, ему подобными. В пор Шекспира популярнейший жанром была трагедия мести. У этого жанра был свой взгляд на мир, своя философия, которая исходила из того, что месть восстанавливает гармонию, а отказ от мести делает человека соучастником зла, оказывает содействие уничтожению гармонии мира.
Морально-философские мотивы этой трагедии раскрываются через образ главного героя — Гамлета, принца датского. Почти три столетия зрители, читателе пьесе, исследователи стараются разгадать загадку этого характера: слабый он или сильный, покоряет обстоятельствам или действует согласно своим убеждениям. В начале прошлого столетия английский поэт Томас Элиот очень метко заметил: «Пьеса «Гамлет» — первоочередная проблема, а Гамлет как характер — только второстепенная».
Раздумья Гамлета о назначении человека приобретают трагическую окраску. Зло, считает он, всесильное, и человек — весьма слабое существо, чтобы противостоять ему. События трагедии будто подтверждают эти соображения героя: без вины гибнет Офелия, а зло остается ненаказанным. Герой переживает сложную борьбу между чувством обязанности и собственными убеждениями и доходит печального вывода: «весь мир — тюрьма», где нет места человеческим добродетелям, где каждый человек обречен на одинокость.
Мотив отчужденности развивается в течение всей трагедии, возрастает, в конце концов приводит к катастрофе. Если внимательно перечитать трагедию, то можно заметить довольно странную вещь: в произведении существуют будто два образа Гамлета. Первый — Гамлет действия, поступков. Второй — Гамлет монологов. Над первым еще сохраняется власть общепринятого: он действует так, как принадлежит человеку его времени и общественного залога, но до тех пор, пока дело не касается главного решения — отомстить. Здесь Гамлет переходит к монологам. В монологах Гамлета поднимаются глубокие философские вопросы: кто такой человек, который она — сильная или слабая, чему мир несовершенный, возможная ли победа добра в этом мире.
Вывод. В трагедии «Гамлет» Шекспир нарушил сложные моральные и философские вопросы. Чему человек не может достичь счастья и гармонии, в чем смысл человеческого бытия, преодолимое ли зло — вот лишь основные философские проблемы, которое их поднимает Шекспир в своей трагедии. Он не дает на них окончательного ответа, наверно, это и невозможно. Но его вера в человека, в ее возможности создавать добро, противостоять злу — путь к ответу на них.