По “Слову о полку Игореве”


Князья Игорь и Всеволод. Автор воспевает их мужество ихрабрость. Игорь стремится вселить ратный дух и в свою дружину. Он обращается к ней с вдохновленной речью в страшный момент солнечного затмения:”Лучше нам убитыми быть, чем пленными!”
“Буй Тур”Всеволод – идеал воина. Куда не поскачет он, там лежат “поганые головы половецкие”.В пылу сражения Всеволод забывает обо всем: о своих ранах, об отцовском княжеском престоле в Чернигове и о своей молодой жене.
Автор С. уподобляет князей “солнцу”,”свету “,”соколам”, а врагов-половцев – “тьме”,”тучам”,”черным воронам”.”Тьма свет покрыла”,когда войска северского и курского князей были разбиты на реке Каяле. Но автор С. и осуждает братьев за стремление к личной славе. Они не дождались объединенного выступления русских князей против половцев, кот. хотел предпринять Святослав. Игорь и Всеволод сказали”.прошлую славу похитим, будущую между собою поделим”.В рез. – поражение. Погублено войско. Усилились междоусобицы князей, “тоска разлилась по Русской земле”
Поражение на Каяле “открыло ворота половцам” на Русь.
Автор С. подчеркивает, что нельзя личную княжескую честь и славу ставить выше чести и славы Русской земли. Поэтому в С.(вопреки ист. факту)бежавший из плена Игорь едет в Киев(стол. Руси),признавая этим свою вину перед


Русской землей.
Киевский князь Святослав – идеал мудрого и могущественного правителя Русской земли. Он скорбит о потерпевших поражение Игоре и Всеволоде и упрекает русских князей за то, что они ему “не в помощь” в правлении Русью, сохранении ее единства и могущества.
Ярославна – лирический образ русской женщины. Это верная и преданная подруга мужа, горячо любящая своего “ладу”.Силой своей любви она помогает Игорю вернуться из плена. В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не только мужа, но и его воинов. Ее скорбь о поражении Игоря – скорбь всех русских жен и матерей.
Образ русской земли – центральный в С. Рассказывая о неудачном походе на половцев “Игорева храброго войска”, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия, сопоставляя прошлые времена с наст. В круг повеств. автора введены огр. геогр. пространства. К происходящим на Русской земле событиям прислушиваются окружающие ее народы:немцы и венецианцы, греки и моравы. Огромность Русской земли подчеркивается вС. одновременностью действия в разных частях страны:”Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле”,”девицы поют на Дунае, вьются (их) голоса через море до Киева”.
Ощущение бескрайних просторов передает и пейзажВетер, солнце, грозовые тучи, в кот. трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром, море, овраги, реки – это огромный, широкий фон и в то же время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении. Вся русская природа принимет участие в радостях и печалях русского народа.”Солнце. тьмою путь заслоняет” князю – предупреждает его об опасности. После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом:”Никнет трава от жалости, а дерево с печалью к земле приклонилось”.Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на зеленом берегу, одевает его теплым туманом
Охватывая все пространство Русской земли, автор тем не менеенаблюдателен и точен в деталях. Он расск. о подробностях походной жизни, приемах защ. и нападения, деталях вооружения, о пведении птиц и зверей. Героем С. становится вся Русская земля.
Образ автора
Авторские отступления – выражение авторского отнош. к событиям и размышление над случивш. О широте кругозора Автора свидетельствуют его знания о родной истории, о землях, вход. в сост. Руси, о соседних народах. Был ли Автор из Киева, Новгорода, Галича или какого-то др. места – мы не знаем, но он сумел осмыслить все сложности полит. борьбы своего времени и подняться до общерусской т. зр. Он гордится всей Русью и печалится обо всей Русской земле в целом. Для процветания Русской земли нужен мир, а для этого необходима сильная централизованная княж. власть. Все князья должны выполнять свой долг и перед своими землями, и перед киевским князем. Такова осн. идея автора.
Поэтический язык С. В языке С. встречаются элементы книжности, ораторского искусства и народная поэтичекая традиция. Эти худ. приемы нужны автору для наиболее точного выражения своих чувств, мыслей, отношения к происходящему.
В С. широко используется и военная терминалогия(он характерен для жанра воинских повестей) “вступить в стремень” – выступить в поход, “копье преломити” – одержать победу. При помощи военной терминалогии дается оценка нравственныхкачеств героев: Игорь “стянул ум крепостью своею и поострил сердце свое мужеством, исполнился ратного духа”. Воины Всеволода, куряне “под трубами спеленуты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены”.
С ораторским искусством связаны такие приемы, как обращение “братие”, риторические вопросы, повторы – все это призвано привлечь внимание слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах, переживаниях
С традициями устного нар. тв-ва связано с употр. в С. таких фольклорных эпитетов, как “борзые кони”,”чистое поле”,”мечи булатные”. В нем используется и песенная символика: князья – “солнце”, Ярославна плачет на городской стене одинокой “кукушкой”.Олицетворяются и одушевляются отвлеченные понятия: обида – Дева Обида, Корна(скорбь) и Жля(печаль) поскакли по Русской земле. С песенной нар. трад. связаны сравнения:”кричат телеги в полуночи, словно лебеди распуганные”.Ярославна, следуя древним нар. верованиям, обращается за помощью к силам природы – Солнцу, Ветру, Днепру. Многие метафоры С. связаны с древнейшем занятием русичей – земледелием. Посев – “черная земля под копытами костьмы былапосеяна, а кровию полита, печалью взошли они по Русской земле”. Молотьба – “на Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на ток жизнь кладут, веют душу от тела”. Даже в рассказе о страшной битве использованы понятия мирного труда – основы жизни русского народа.
Автор создает яркие и живые картины, наполняя их цветами и звуками :” зеленое дерево”,” черные тучи”,”серебряные струны”, “синее море”,”кони ржут”, “лисицы лают на красные щиты”,”трубы трубят”, “скрипят телеги”. С помощью аллитерации передается, например, стремительный бег конницы:”Спозаранок в пятницу растоптали поганые полки половецкие”. В С. ощущаетсяобщая музыкальность звучания. Оно ритмично, в нем встречаютя повторы, кот. роднят его с песней. Например,”О русская земля, ты уже за холмом!”
Сопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность повествования.
Но главное, что делает С. поэтическим произведением,- это лирическая взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его эмоциональный заряд.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Когда умерла девочка в повести короленко дети подземелья.
Сейчас вы читаете: По “Слову о полку Игореве”