По «Слову о полку Игореве»

Князья Игорь и Всеволод. Автор воспевает их мужество ихрабрость. Игорь стремится вселить ратный дух и в свою дружину. Он обращается к ней с вдохновленной речью в страшный момент солнечного затмения:»Лучше нам убитыми быть, чем пленными!»
«Буй Тур»Всеволод — идеал воина. Куда не поскачет он, там лежат «поганые головы половецкие».В пылу сражения Всеволод забывает обо всем: о своих ранах, об отцовском княжеском престоле в Чернигове и о своей молодой жене.
Автор С. уподобляет князей «солнцу»,»свету «,»соколам»,

а врагов-половцев — «тьме»,»тучам»,»черным воронам».»Тьма свет покрыла»,когда войска северского и курского князей были разбиты на реке Каяле. Но автор С. и осуждает братьев за стремление к личной славе. Они не дождались объединенного выступления русских князей против половцев, кот. хотел предпринять Святослав. Игорь и Всеволод сказали».прошлую славу похитим, будущую между собою поделим».В рез. — поражение. Погублено войско. Усилились междоусобицы князей, «тоска разлилась по Русской земле»
Поражение на Каяле «открыло ворота половцам» на Русь.
Автор С. подчеркивает, что нельзя
личную княжескую честь и славу ставить выше чести и славы Русской земли. Поэтому в С.(вопреки ист. факту)бежавший из плена Игорь едет в Киев(стол. Руси),признавая этим свою вину перед Русской землей.
Киевский князь Святослав — идеал мудрого и могущественного правителя Русской земли. Он скорбит о потерпевших поражение Игоре и Всеволоде и упрекает русских князей за то, что они ему «не в помощь» в правлении Русью, сохранении ее единства и могущества.
Ярославна — лирический образ русской женщины. Это верная и преданная подруга мужа, горячо любящая своего «ладу».Силой своей любви она помогает Игорю вернуться из плена. В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не только мужа, но и его воинов. Ее скорбь о поражении Игоря — скорбь всех русских жен и матерей.
Образ русской земли — центральный в С. Рассказывая о неудачном походе на половцев «Игорева храброго войска», автор охватывает события русской жизни за полтора столетия, сопоставляя прошлые времена с наст. В круг повеств. автора введены огр. геогр. пространства. К происходящим на Русской земле событиям прислушиваются окружающие ее народы:немцы и венецианцы, греки и моравы. Огромность Русской земли подчеркивается вС. одновременностью действия в разных частях страны:»Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле»,»девицы поют на Дунае, вьются (их) голоса через море до Киева».
Ощущение бескрайних просторов передает и пейзажВетер, солнце, грозовые тучи, в кот. трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром, море, овраги, реки — это огромный, широкий фон и в то же время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении. Вся русская природа принимет участие в радостях и печалях русского народа.»Солнце. тьмою путь заслоняет» князю — предупреждает его об опасности. После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом:»Никнет трава от жалости, а дерево с печалью к земле приклонилось».Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на зеленом берегу, одевает его теплым туманом
Охватывая все пространство Русской земли, автор тем не менеенаблюдателен и точен в деталях. Он расск. о подробностях походной жизни, приемах защ. и нападения, деталях вооружения, о пведении птиц и зверей. Героем С. становится вся Русская земля.
Образ автора
Авторские отступления — выражение авторского отнош. к событиям и размышление над случивш. О широте кругозора Автора свидетельствуют его знания о родной истории, о землях, вход. в сост. Руси, о соседних народах. Был ли Автор из Киева, Новгорода, Галича или какого-то др. места — мы не знаем, но он сумел осмыслить все сложности полит. борьбы своего времени и подняться до общерусской т. зр. Он гордится всей Русью и печалится обо всей Русской земле в целом. Для процветания Русской земли нужен мир, а для этого необходима сильная централизованная княж. власть. Все князья должны выполнять свой долг и перед своими землями, и перед киевским князем. Такова осн. идея автора.
Поэтический язык С. В языке С. встречаются элементы книжности, ораторского искусства и народная поэтичекая традиция. Эти худ. приемы нужны автору для наиболее точного выражения своих чувств, мыслей, отношения к происходящему.
В С. широко используется и военная терминалогия(он характерен для жанра воинских повестей) «вступить в стремень» — выступить в поход, «копье преломити» — одержать победу. При помощи военной терминалогии дается оценка нравственныхкачеств героев: Игорь «стянул ум крепостью своею и поострил сердце свое мужеством, исполнился ратного духа». Воины Всеволода, куряне «под трубами спеленуты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены».
С ораторским искусством связаны такие приемы, как обращение «братие», риторические вопросы, повторы — все это призвано привлечь внимание слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах, переживаниях
С традициями устного нар. тв-ва связано с употр. в С. таких фольклорных эпитетов, как «борзые кони»,»чистое поле»,»мечи булатные». В нем используется и песенная символика: князья — «солнце», Ярославна плачет на городской стене одинокой «кукушкой».Олицетворяются и одушевляются отвлеченные понятия: обида — Дева Обида, Корна(скорбь) и Жля(печаль) поскакли по Русской земле. С песенной нар. трад. связаны сравнения:»кричат телеги в полуночи, словно лебеди распуганные».Ярославна, следуя древним нар. верованиям, обращается за помощью к силам природы — Солнцу, Ветру, Днепру. Многие метафоры С. связаны с древнейшем занятием русичей — земледелием. Посев — «черная земля под копытами костьмы былапосеяна, а кровию полита, печалью взошли они по Русской земле». Молотьба — «на Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на ток жизнь кладут, веют душу от тела». Даже в рассказе о страшной битве использованы понятия мирного труда — основы жизни русского народа.
Автор создает яркие и живые картины, наполняя их цветами и звуками :» зеленое дерево»,» черные тучи»,»серебряные струны», «синее море»,»кони ржут», «лисицы лают на красные щиты»,»трубы трубят», «скрипят телеги». С помощью аллитерации передается, например, стремительный бег конницы:»Спозаранок в пятницу растоптали поганые полки половецкие». В С. ощущаетсяобщая музыкальность звучания. Оно ритмично, в нем встречаютя повторы, кот. роднят его с песней. Например,»О русская земля, ты уже за холмом!»
Сопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность повествования.
Но главное, что делает С. поэтическим произведением,- это лирическая взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его эмоциональный заряд.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: По «Слову о полку Игореве»