Валентин Григорьевич Распутин
Родился в поселке Усть-Уда Иркутской области; детство провел в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась школа средняя (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1972). Затем закончил историко-филологическое отделение Иркутского университета, после чего работал журналистом.
Дебютировал в качестве рассказчика (первые сборники «Край возле самого неба» и «Костровые новых городов» вышли в 1966 году). Первым
Человек на границе жизни и смерти — тема, особенно занимающая Распутина. Две героини его повестей — старые Анна из «Последнего срока» (1970) и Дарья из «Прощания с Матерой» (1976) — готовятся встретить свою смерть спокойно, достойно, с осознанием выполненного земного долга. Обе не просто не боятся — торопят ее, ибо уверены, что жизнь человека имеет смысл только тогда, когда он живет ради дела, ради близких; осознавать себя существами бесполезными для них — мука.
Между этими произведениями, в 1974 году, Распутиным была создана повесть «Живи и помни» — едва ли не самая знаменитая, принесшая Государственную премию СССР, многократно переизданная и переведенная на многие языки. Сюжет о дезертире, сбежавшем во время войны из госпиталя и вынужденном скрываться возле своей деревни, был необычен для советской литературы, где такого персонажа полагалось бы «с порога» заклеймить презрением и ненавистью, тогда как автор пытался понять этого человека и даже проявить к нему сочувствие. Однако на первый план вышел образ его жены Настены — женщины жертвенной, чистой, совестливой, которая, разрываясь между любовью и долгом, всепрощением и осознанием вины своего мужа, кончает с собой — хотя, по словам самого автора, он по логике вещей «.надеялся, что как раз. покончит с собой Андрей Гуськов, муж Настены».
Еще одна известная повесть — «Пожар» (1985) рассказывает о происшествии в «поселке бивуачного типа», каковых предостаточно в нашей стране. Большая часть обитателей этого поселка — люди «перекати-поле», разрушители-«архаровцы», лишенные укорененности и созидательного начала. Это они не пытаются тушить возникший пожар, а лишь радуются возможности под шумок растащить все, что попадает под руку. Многими впоследствии «Пожар» воспринимался как пророчество писателя о грядущих событиях, произошедших в стране (от Чернобыля, случившегося год спустя, до перестроечных процессов, завершившихся распадом существовавшего государства).
Как и Евгений Носов, Распутин работает в немногих жанрах.
.» (1988-1991), посвященных истории, этнографии, современному состоянию этого грандиозного российского края.
Особенность художественного мира писателя критик И. Дедков определил так: «В героях Распутина и в нем самом есть поэтическое чувство жизни, противостоящее низменному, натуральному ее восприятию и изображению».
Последние рассказы Распутина — «Новая профессия» (1998), «Изба» (1999), — как и его публицистические выступления, вызывают неоднозначную реакцию критиков. Один из таковых заявил следующее: «Говорить о Распутине теперешнем — значит его обижать, но обижать Распутина теперешнего — значит обижать себя тогдашнего, с нетерпением ждавшего каждой новой повести. а вдруг и тогда все мы обольщались, идеализировали, прощали все за сам симпатичный порыв к правде, за стремление напомнить — на фоне плоского официального оптимизма — о возможности высокого, то есть трагического отношения к жизни?» (А. Агеев). Однако, как представляется, большинство серьезных читателей скорее бы подписались под словами другого критика: «.в нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить ее уже не сможем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен — Валентин Григорьевич Распутин» (И. Панкеев).