Главный герой повести Распутина «Пожар»
Повесть «Пожар» (1985) вызывала острое ощущение необходимости перемен в обществе. Писатель обнажил кризисные явления середины 1980-х годов в важнейших сферах жизни, но повесть и по сей день остается актуальной. В литературу с этой повестью пришел социально активный герой, продолжавший, по мнению исследователей, давнюю традицию правдоискателей. Главный герой, шофер Иван Петрович Егоров, рассуждает так: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».
Сосновка, место действия «Пожара», могла бы быть тем самым новым поселком, в который переезжали жители затопляемой Матеры. Писатель через десять лет будто решил посмотреть, что стало с его героями на новом месте. Распутин указывает на эту связь: «Сама жизнь заставила писать продолжение «Матеры». С изменением занятий изменились нравы, а с изменением нравов — все тревожней за человека». Как всегда у Распутина, сюжет предельно прост:
В повести заметны черты публицистического стиля. Автор посредством внутренних монологов главного героя оценивает происходящее с очерковой тщательностью. Он замечает, что сам поселок имеет вид временного пристанища, как будто люди кочевали по свету и застряли здесь, но ждут приказа двигаться дальше, а потому «не пускают глубоко корни». Огромное зло для Сосновки — захватившие власть и имеющие свой грабительский «устав» «архаровцы» («сезонники», «шабашники»), сила, держащаяся «не на лучшем, а словно бы на худшем в человеке». Так писатель характеризует бригаду оргнабора. После публикации «Пожара» слово «архаровцы» «вошло в обиход как синоним злого, агрессивного равнодушия, наплевательства» (И. Панкеев). Винит Егоров и своих земляков за то, что поддались, уступили. Он с негодованием восклицает, услышав, что главное — это план выполнять: «Лучше б мы другой план завели — не на одни только кубометры, а и на души! Чтоб учитывалось, сколько душ потеряно, к черту-дьяволу перешло, и сколько осталось!.» Пылающий в душе главного героя пожар страшнее пожара на складах, но его никто не замечает. Распутинский герой, чувствующий личную ответственность за все, что происходит вокруг, оказывается одиноким.
Финал повести, однако, оптимистичен. Вера в возрождение человека связана с влиянием природы. Писатель показывает обновленную весеннюю землю и человека, идущего по дороге, — сына своей матери-земли. Он не верит, что земля молчит, — надо просто уметь слушать и понимать ее. Он взывает к духовности.
Творчество Валентина Распутина 1980-1990-х годов (повесть «В больнице», цикл повестей о Сене Позднякове, рассказы «Не могу-у», «Тетка Улита», «В ту же землю.», «Вечером», «Нежданно-негаданно», а также публицистические книги «Россия: дни и времена», «Сибирь, Сибирь.») сохраняет высоту гражданской позиции и высокий уровень мастерства. Он защищает ценности русской цивилизации, выражает надежду на возвращение к духовному опыту православной веры. Писатель умеет воплотить в биографии «маленького человека» через бытовые детали и образы-символы судьбу страны и дух времени. В критике особо отмечается «распрозрачный, пронзительный, философский» (О. Славникова) рассказ «Видение» — почти стихотворение в прозе. Это мудрый и смелый взгляд Распутина в неизведанные дали, попытка разглядеть продолжение нашего земного пути.