«Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться собой.» (В. Г. Белинский). По повести «Пожар» В. Г. Распутина
1. Идейная связь рассказа «Пожар» с рассказом «Прощание с Матерой».
2. Интерес писателя к человеку и его поступкам.
3. Действительность как центральный герой повести.
4. Исчезновение нравственного стержня в людях как последствие потребительского отношения к природе.
Повесть «Пожар», написанная в 1985 году, связана по своей идее поиска всеобщей гармонии с более ранней повестью В. Распутина «Прощание с Матерой». Словно спустя десять лет писатель решил посмотреть: что же стало с героями былой его повести, каковы они,
Сюжет повести несложен: в поселке Сосновка на берегу Ангары горят склады. Люди пытаются хоть что-то спасти от огня. Кто эти люди, как они ведут себя в этой ситуации, почему они совершают тот или иной поступок? Писателя интересует именно это, т. е. человек как таковой и все, что с ним происходит. Иван Петрович услышал крики: «Пожар! Склады горят!» И не случайно почудилось шоферу, «будто крики идут из него» — душа тоже горела. Так и пройдут они через всю повесть — два пожара, связанные один с другим внутренней логикой. Центральный персонаж повести
Продовольственный склад горел вовсю, «сбежался едва не весь поселок, но не нашлось, похоже, пока никого, кто сумел бы организовать его в одну разумную твердую силу, способную остановить огонь». Иван Петрович, да его приятель еще по Егоровке Афоня Бронников, да тракторист Семен Кольцов — вот и все почти, кто прибежал тушить. Остальные — как бы тушить, а больше помогали именно пожару, ибо тоже разрушали, находя в этом свое удовольствие и свою корысть.
Внутренний, никому из окружающих не видимый пожар в душе героя пострашнее того, который уничтожает склады. Одежду, продукты, драгоценности, прочие товары можно затем восполнить, воспроизвести, но вряд ли когда-либо оживут угасшие надежды, начнут вновь плодоносить с такой же щедростью выжженные поля былой доброты и справедливости.
Пока Иван Петрович и Афоня пытались спасти муку, крупу, масло, архаровцы первым делом набросились на водку. Кто-то пробежал в новых валенках, взятых на складе, кто-то натягивал на себя новую одежду; Клавка Стригунова ворует драгоценности. «Что ж это делается-то, Иван?! Что делается?! Все тащат!» — в испуге восклицает жена Егорова, Алена, не понимающая, как вместе с пожаром могут дотла сгорать и такие человеческие качества, как порядочность, совесть, честность. Алена, жена Ивана Петровича, по сути, единственный в повести женский образ. В этой женщине воплощено то лучшее, с исчезновением чего мир теряет свою прочность. Это умение прожить жизнь в ладу с собой, видя ее смысл в работе, в семье, в заботе о близких.
«Пожар», как никакая другая повесть Распутина, публицистична, и это объяснимо тревогой писателя не только за судьбу природных богатств Сибири, но и, прежде всего, за судьбу человека, здесь живущего, утрачивающего свои корни. В «Пожаре» Распутин впервые выделил в самостоятельную линию супружеские отношения. В это же время тема современной семьи, воспитания детей, ответственности друг перед другом звучит и в его газетных публикациях. Однако уже самим фактом единичности Алены как положительного женского образа в повести Распутин говорит о затухании в современных хранительницах очага женского начала, без которого жизнь теряет гармонию, а в душе убывает крепость. Ко времени появления в печати «Пожара» из современных произведений разве только «Печальный детектив» Виктора Астафьева вызвал такую лавину статей, споров, дискуссий, обсуждений. Причина такой заинтересованности кроется, прежде всего, в том, что Распутин одним из первых поднял именно в художественном произведении современнейшие, архиважные проблемы, на которые много лет подряд в порыве розового оптимизма закрывали глаза.