Особенности проблематики одного из произведений В. Распутина

Валентин Распутин – один из известнейших писателей нашего времени, в творчестве которого важнейшее место занимает
Проблема взаимоотношения человека с природой.
Образ “единой реальности”, идеального мира-порядка, насильственно уничтоженого человеком, создает автор в
Повести “Прощание с Матерой”,
Написанной в середине семидесятых годов 20-го века. Произведение появилось в тот момент, когда процесс
Разрушения связи человека с приро
Дой дошел до критической точки: в результате строительства искусственных водохранилищ

под воду уходили
Плодородные земли, разрабатывались проекты по переброске северных рек, уничтожались неперспективные дерев-ни.
Распутин увидел глубинную связь экологических и нравственных процессов – утрату миром изначальной
Гармонии, разрушение связей этического мира личности и русской духовной традиции. В “Прощании с Матерой” эту
Гармонию олицетворяют жители деревни, старики и старухи, и прежде всего, бабка Дарья. Распутин показал
Идеальный мир природы и человека, живущего в согласии с ним, выполняющим свой трудовой долг – сохранение
Памяти о предках. Отец Дарьи когда-то
оставил ей завещание : “Живи, шевелись, чтоб покрепче зацепить нас с
Белым светом, занозить в ем, что мы были.” Эти слова во многом определили ее поступки и отношения с
Людьми. Автор развивает в повести мотив “последнего срока”, суть которого заключена в том, что каждый человек
Своим присутствием в мире устанавливает связь между прошлым, настоящим и будущим. В повести присутствуют два
Мира: праведный, который бабка Дарья называет “тут!
“,- это Матера, где все “знакомо, обжито и проторено”, и мир греховный – “там” -поджегщики и новый
Поселок. Каждый из этих миров живет по своим законам. Материнские старики не могут принять жизнь “там”, где
“про душу забыли”, совесть “истрепали”, память “истончили”, а ведь “мертвые.спросят”.
Важнейшей проблемой повести является целесообразность вмешательства человека в мир природы. “Какой
Ценой?”,- мучается вопросом сын бабки Дарьи Павел. Оказывается, труд, который с точки зрения христианской
Психологии есть благодетель, может стать разрушительной силой. Эта мысль возникает в рассуждениях Павла о
Том, что новый поселок построен как-то неполюдски, “несуразно”.
Возведение ГЭС, в результате которой будет затоплен остров Матера, разорение кладбища, сожжение домов и
Леса – все это больше похоже на войну с миром природы, а не на его преображение. Как трагедию воспринимает
Все происходящее бабка Дарья : “Нынче свет пополам переломился”. Уверена старая Дарья и в том, что легкость,
С которой люди рвут все связи, безболезненность растования с родной землей, домом, являются составными
“облегченной жизни” людей беспамятных, равнодушных и даже жестоких. Называет таких людей Дарья “обсевками”.
В. Распутин с горечью отмечает, что утрачено чувство родства, потеряна в сознании молодых людей родовая
Память, и поэтому им непонятна боль стариков, прощающихся с Матерой как с живым существом.
Эпизод разрушения кладбища, спасать которое бросаются жители деревни-
Один из ключевых в повести. Для них кладбище – это мир, в котором про-
Должают жить их предки. Стереть его с лица земли – это преступление. Разорвется тогда невидимая нить,
Связывающая мир воедино. Вот почему на пути бульдозера встают древние старухи.
Человек в художественной концепции Распутина неотделим от внешнего мира – животного, растительного,
Космоса. При нарушении даже одного звена этого единства рвется вся цепь, мир утрачивает гармонию.
Близкую смерть Матеры первым предчувствует Хозяин острова – маленький зверек, который символизирует, по
Замыслу автора, природу в целом. Этот образ придает повествованию особый глубинный смысл. Он поз-воляет
Увидеть и услышать то, что скрыто от человека : прощальные стоны изб, “дыхание взрастающей травы”, притаенную
Возню пичуг,- одним словом, почувствовать обреченность и близкую гибель деревни.
“Чему быть, того не миновать”,- смирился Хозяин. И в его словах – свидетельство беспомощности природы
Перед человеком. “Какой ценой?”,- этот вопрос не возникает у поджегчиков, чиновника Воронцова или “това-
Рища Жука из отдела по зоне затопления”. Мучает этот вопрос Дарью, Екатерину, Павла и самого автора.
Повесть “Прощание с Матерой” дает ответ на этот вопрос : ценой утраты “природного лада”, гибели праведного
Мира. Он (мир) тонет, поглащается туманом, теряется.
Финал произведения трагичен: оставшиеся в Матере старики слышат тоскливый вой – “прощальный голос
Хозяина”.Подобная развязка закономерна. Она определена идеей Распутина. А идея такова: люди без души и без
Бога( “в ком душа, в том и Бог”,-говорит бабка Дарья) бездумно осуществляют преобразования природы, суть
Которых в насилии над всем живым. Разрушая гармоничный мир природы, человек обречен разрушить себя самого.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


The levels of language.
Сейчас вы читаете: Особенности проблематики одного из произведений В. Распутина