История создания произведения Валентина Распутина «Пожар»

Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда. Природа, ставшая близкой в детстве, оживет и заговорит в книгах. В большой автобиографическом очерке одной поездки «Вниз и вверх по течению», опубликованном в 1972 году, Распутин опишет свое детство, большое внимание уделяя именно природе, общению с односельчанами — тому, что считает определяющим при формировании души ребенка и его характера. Первые публикации материалов Валентина Распутина в газетах не случайно совпали с годами учебы в университете, хотя

само по себе занятие журналистикой, перешедшее затем в самостоятельное литературное творчество, сам писатель не считал предопределенным.
Когда однажды он оказался без денег, ему предложили поработать, не порывая с учебой, в газете «Советская молодежь». Тридцатого марта 1957 года на ее страницах появился первый материал Распутина. Журналистика увлекла его. В альманахе «Ангара» стали появляться его очерки. В 1966 году Восточно-Сибирским книжным издательством была выпущена книга «Край возле самого неба». В том же году в Красноярске выходит и книга очерк «Костровые новых городов». Сотрудничал в газете
«Красноярский комсомолец», писал статьи о строительстве железной дороги Абакан — Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС. Первый рассказ, написанный Валентином Распутиным, назывался «Я забыл спросить у Лешки.». Он был опубликован в 1961 году в альманахе «Ангара». Весной 1967 года Распутин получил членский билет Союза писателей СССР. Одно из замечательных произведений Валентина Распутина «Василий и Василиса». Рассказ этот впервые появился в еженедельнике «Литературная Россия» в самом начале 1967 года. С этого рассказа начинается новый период в творчестве Валентина Распутина. Он стал самостоятельным писателем, прозаиком — со своим стилем, своим взглядом на мир. Летом того же года появляется повесть «Деньги для Марии».
Она была опубликована в альманахе «Ангара», через месяц в журнале «Сибирские огни», а в следующем году вышла отдельной книгой в столичном издательстве «Молодая гвардия». Затем, когда появятся «Последний срок», «Живи и пони», «Прощание с Матерой», «Пожар», первая повесть словно бы растворится в свете славы «младших сестер» и в спорах, возникших вокруг них. Повесть «Последний срок», над которой Валентин Распутин начал работать в 1969 году, впервые была опубликована в журнале «Наш современник», в номерах 7, 8 за 1970 год. Она не только продолжала и развивала лучшие традиции отечественной словесности — в первую очередь традиции Толстого и Достоевского, — но и сообщала новый мощный импульс развитию современной литературы. Пьесу «Последний срок» поставили во МХАТе и Болгарии. Ассоциации, вызванные последней по времени повестью Валентина Распутина «Пожар», впервые опубликованной в журнале «Наш современник», №7 за 1985 год, не случайно уводят к более раннему произведению — «Прощанию с Матерой».
Автор и сам подчеркивает эту преемственность: в «Пожаре» мы встречаем наживающуюся на беде Клавку Стригунову — она и на Матере была такой же, и первой бежала с острова; почти немой, наделенный богатырской силой дядя Миша Хампо удивительно напоминает старого Богодула; да и сама Сосновка, в которой происходит действие, — тот самый новый поселок, в который переезжали жители Матеры. Словно спустя десять лет писатель решил посмотреть: что же сталось с героями былой его повести, каковы они, как повлиял на них перемена условий жизни, рода занятий, окружения. Пусть об этом скажет сам Валентин Распутин, тем более что вопрос, в свое время заданный ему, так и звучал: «Как создавалась эта повесть? Как вы нашли своего героя — Ивана Петровича?» «Здесь прежде всего надо вспомнить повесть «Прощание с Матерой», — отвечает писатель. — Я сам из «утопленников» — так у нас на Ангаре назывались те, чьи деревни от строительства гигантских плотин ушли под воду. Не миновала этой судьбы и моя родная деревня Аталанка, которой, как и Матере, пришлось переселяться и искать с затоплением пашни иных занятий. А занятия эти были — рубить лес. С изменением занятий изменились нравы, а с изменением нравов — все тревожней за человека. Как нашел героя повести? Его и искать не пришлось, это мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков. Когда-то, в рассказе «Уроки французского», я упоминал его, — там это шофер, как оно и было в действительности.
И случай с пожаром невыдуманный. Он тоже был. Только не в моем поселке, а в соседнем, леспромхозовском». Сюжет повести, как всегда у Распутина, прост: в поселке Сосновка на берегу Ангары горят орсовские склады. Люди пытаются хоть что-то спасти от огня. Кто эти люди, как они ведут себя в этой ситуации, почему они совершают тот или иной поступок? Писателя интересует именно это, т. е. человек и все, что с ним происходит, — а это не может не волновать и всех нас. Ведь с человеком что-то творится, если душа его не находит покоя, мечется, болит, стонет. Что же с ним происходит, и кто тому виною, и каковы причины? Все эти вопросы словно витают над пропахшей дымом пожара Сосновкой, требуя ответа.
Иван Петрович услышал крики: «Пожар! Склады горят!» И не случайно почудилось шоферу, «будто крики идут из него», — душа тоже горела. Так и пройдут они через всю повесть — два пожара, связанные один с другим внутренней логикой. Почему мы такие? — задается вопросом писатель. — Почему человек, имеющий высокий потенциал, думающий не только о себе, но и о людях, о будущем, стал мешать?
В одиннадцатой главе, почти композиционном центре повести, Распутин, словно соединившись с героем, высказывает все, что наболело, что не дает покоя и чему он посвятил многие публицистические статьи. Эти размышления героя о душе, совести и правде, этот апогей его внутреннего пожара и есть та нравственная призма, сквозь которую мы более оголенно видим происходящее в Сосновке, и с Егоровым. В финальной главе повести, где мы видим героя наедине с природой, отчетливо звучит мысль, что «никакая земля не бывает безродной», что это зависит от человека, от того, каков он. Все дальше и дальше уходя из охваченного послепожарной суетой и возбужденностью поселка, наблюдая гору, лес, залив, небо, Егоров чувствует, как «легко, освобожденно и ровно шагается ему, будто вынесло его, наконец, на верную дорогу». Вернется ли он? Уйдет ли навсегда из Сосновки? Этими вопросами заканчивается повесть, похожая на болевой вопрос, который задает сама жизнь. Кроме нас, никто на него не ответит. Время идет, земля ждет, ее суд приближается.
Ко времени появления «Пожара» в печати разве только «Печальный детектив» Виктора Астафьева из современных произведений вызвал такую лавину статей, споров, дискуссий, обсуждений. Причина такой заинтересованности кроется, прежде всего, в том, что Распутин одним из первых поднял именно в художественном произведении поднял современнейшие, архиважные проблемы, на которые много лет подряд в порыве розового оптимизма закрывали глаза. По моему мнению, Валентин Распутин написал нужное произведение. Оно показывает, что люди по своей натуре двулики. В обычной жизни они ведут себя нормально, но как только подворачивается случай, они открываются всем. И под час то, что открывается, не всегда является хорошим. В своем произведении Распутин показал жителей Сосновки в экстремальной ситуации, и они показывают свою сущность. Кто-то пытается что-то сделать, а кто-то пытается обогатиться. Даже те, за кем раньше такого не водилось, тащили все, что могли унести. Распутин попытался раскрыть сущность человека и мне кажется, что это ему удалось.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: История создания произведения Валентина Распутина «Пожар»