У войны — не женское лицо.
С. Алексиевич
«Ах, война, что ж ты сделала, подлая.» — поет Булат Окуджава, и ему безмолвно подпевает многомиллионный хор погибших и оставшихся в живых, искалеченных са­мых страшным событием, которое только можно предста­вить себе в истории человечества — войной.
В повести В. Распутина «Живи и помни» война высту­пает причиной не только физической смерти людей, но и, что самое страшное, — духовной их гибели, потому что если в сильных она воспитывала стойкость, несгибаемость, героизм, то в сердцах слабых прорастали и начинали да­вать свои горькие плоды трусость, жестокость, эгоизм, не­верие, отчаяние.
В образе Андрея Гуськова нам открывается душа слабого человека, искалеченная суровыми событиями войны, в результате чего он стал дезертиром. Как же этот человек, честно защищавший от врагов свою Родину в течение нескольких лет и даже заслуживший уважение товарищей по оружию, решился на поступок, презирае­мый всеми, всегда и везде, независимо от века и нацио­нальности?
Конечно, поначалу Андрей Гуськов и не думал о предательстве. Он выполнял свой долг перед Родиной и народом, но постепенно в его душе рос страх за свою жизнь, переключающий внимание на собственное спасе­ние, заставляющий молить судьбу о тяжелом ранении, которое могло бы позволить ему отлежаться в госпита­ле и вернуться домой. И Гуськова действительно ранят, он попадает в госпиталь. Воспоминания о последнем бое не дают ему покоя: «.недолгая и страшная схват­ка железа с железом, где люди вроде бы ни к чему. наводчик орудия, заглядывающий в свой распоротый живот.». Но вот надежда на хотя бы короткую поез­дку домой рушится, потому что приходит приказ возвра­щаться на фронт. И здесь страх, «обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну», заставляют Гуськова решиться на самовольную отлучку, потому что дом был...

совсем рядом: «Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу — тогда он опять готов на что угодно».
Но судьба все перекраивает по-своему. Дорога отняла больше времени, чем предполагал Андрей, и он, боясь, что после возвращения его посчитают предателем, действитель­но становится дезертиром. Но осознанием своего отступ­ничества он не только рвет все связи между собой и наро­дом, но и обрекает себя на трагическое поражение, ведь «человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предатель­ства, проходит по ней до конца».
С пониманием необратимости этого пути, к Гуськову приходит и осознание собственной отверженности, и он начинает опускаться все ниже и ниже, духовно деградиро­вать, мстить людям, обвиняя в своем дезертирстве кого угодно, только не себя.
Предав себя и свой народ, Гуськов неизбежно предает и самого близкого и понимающего его человека — свою жену Настену, готовую разделить вину и позор своего мужа, и своего нерожденного ребенка, которых он жестоко обрека­ет на трагическую гибель.
Показывая нам трагедию Настены и Андрея Гуськовых, Распутин показывает нам войну как силу, деформи­рующую личность человека, способную разрушать надеж­ды, гасить уверенность в своих силах, расшатывать неус­тойчивые характеры и даже ломать сильных. Ведь Насте­на, в отличие от Андрея, — жертва безвинная, пострадав­шая в результате невозможности выбора между своим на­родом и человеком, с которым она когда-то связала свою жизнь. Настена никогда и никому не изменяла, всегда ос­таваясь верной тем нравственным принципам, которые были заложены в ней еще с детства, и поэтому ее гибель кажет­ся еще более страшной и трагичной.
Таким образом, в своей повести «Живи и помни» Распутин высвечивает антигуманную природу войны, которая приносит людям страдания и беды, не разбира­ясь, кто прав, ко виноват, кто слаб, кто силен. Эта книга по праву стоит в ряду антивоенных шедевров современ­ной классики.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Боль человеческая (по повести В. Распутина «Живи и помни»)