Урок по повести Л. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Тема урока: Пути, которые выбирает человек (Нравственно-философские проблемы повести А. С.Пушкина «Станционный смотритель»)
Эпиграф: «Куда несет нас рок событий?.» А. С. Пушкин
Оборудование: текст повести «Станционный смотритель»; иллюстрации к произведению М. В.Добужинского, А. В.Ванециана, Д. А.Шмаринова; Библейская энциклопедия; толковый словарь русского языка. Подготовка учащихся к уроку: прочитать текст повести; охарактеризовать образы произведения — Самсона Вы-рина, Дуни, Минского, Ивана Петровича Белкина; составить

вопросы к их характеристике; определить основную тему и идею повести, ее гуманистический смысл.
Цель урока: изучить содержание повести А. С.??ушкина «Станционный смотритель», ее сюжетно-композиционные особенности, охарактеризовать образы произведения, попытаться проникнуть в их внутренний мир, задуматься о вечных проблемах, поднятых в произведении; развивать умения и навыки анализа текста, составления вопросов к характеристике образов, устного рассказывания, размышления; воспитывать уважение к родителям, сознательное отношение к библейским заповедям, ответственность за свои поступки, сочувствие к людям.
/> Структура урока
I. Подготовка к восприятию учебной темы.
II. Объявление темы урока, постановка учебных задач.
III. Формирование новых знаний, умений, навыков.
— Словарная работа.
— Анализ сюжета и композиции произведения (беседа по вопросам учителя с составлением опорной схемы).
— Анализ библейских мотивов (работа с Библейской энциклопедией и осмысление роли библейских образов и сюжетов в тексте повести «Станционный смотритель»).
— Беседа об основных образах произведения по вопросам учителя и учащихся.
— Работа с иллюстрациями.
— Сопоставление точек зрения рассказчиков и автора (составление таблицы).
IV. Закрепление приобретенных навыков, умений, знаний (беседа о гуманистических идеях повести «Станционный смотритель» и ее художественном своеобразии).
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание.
Ход урока Слово учителя. Каждое утро родители провожают вас в школу, говоря «до свидания», желая удачи и успехов, надеясь увидеть вас вечером дома — набравшимися ума-разума и немного повзрослевшими (ведь каждый день вы растете не только умственно, но и нравственно). Но наступит день, когда вы уйдете из дома уже не в короткий путь по направлению к школе, а в большую жизнь, где вас будут ждать не школьные учителя, что всегда поддержат и помогут, а трудности и испытания. В большой жизни вам уже никто не будет ставить оценки за успеваемость, но будут оценивать за ваши поступки — прежде всего с нравственной точки зрения — люди, Бог и сама жизнь. Как же путь вы изберете для себя?. Путь к деньгам и удовольствиям? Путь, на котором вы не заметите боль, забудете родителей? Или путь добра, милосерд любви, сострадания?. Смысл литературы не в том, чтобы учить жить, — это учебник жизни, а прежде всего искусство слова, которым призвано вселять в души красоту, стремление к прекраа му, возвышенному, — но вместе с тем настоящее искус во всегда обращено к человеку, поэтому литература вид искусства может многое: пробудить душу, наполнить добротой и помочь сделать свой нравственный выбор.
Словарная работа. В повести «Станционный смотритель» встречаются устаревшие слова и выражения, значение которых необходимо знать для понимания смысла произведения. С помощь толкового словаря русского языка и комментариев к произведению учащиеся знакомятся с этими словами.
— Коллежский регистратор — чиновник низшего (14) класса.
— Подьячий — младший чиновник в допетровской Руси
— Фельдъегерь — правительственный курьер.
— Подорожная — документ на право пользования казенными лошадьми.
— На перекладных — меняя лошадей на каждой станции.
— Прогоны — плата за пользование лошадьми.
Задание: Почему Пушкин так детально описывает быт и работу станционного смотрителя, акцентирует внимание на его низшей должности и чинах, которые стоят выше его?
Учащиеся должны сделать вывод о том, что чин станционного смотрителя, его 14-й класс — наименьший в табели о рангах, а в обществе, где царит закон «чин чина почитай», как пишет Пушкин, он, самый бесправный и униженный из чиновников, должен только молча подчиняться, угождать и молча сносить побои и оскорбления.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)