Урок по повести Л. С. Пушкина “Станционный смотритель”

Тема урока: Пути, которые выбирает человек (Нравственно-философские проблемы повести А. С.Пушкина “Станционный смотритель”)
Эпиграф: “Куда несет нас рок событий?.” А. С. Пушкин
Оборудование: текст повести “Станционный смотритель”; иллюстрации к произведению М. В.Добужинского, А. В.Ванециана, Д. А.Шмаринова; Библейская энциклопедия; толковый словарь русского языка. Подготовка учащихся к уроку: прочитать текст повести; охарактеризовать образы произведения – Самсона Вы-рина, Дуни, Минского, Ивана Петровича Белкина; составить

вопросы к их характеристике; определить основную тему и идею повести, ее гуманистический смысл.
Цель урока: изучить содержание повести А. С.??ушкина “Станционный смотритель”, ее сюжетно-композиционные особенности, охарактеризовать образы произведения, попытаться проникнуть в их внутренний мир, задуматься о вечных проблемах, поднятых в произведении; развивать умения и навыки анализа текста, составления вопросов к характеристике образов, устного рассказывания, размышления; воспитывать уважение к родителям, сознательное отношение к библейским заповедям, ответственность за свои поступки, сочувствие к людям.
/> Структура урока
I. Подготовка к восприятию учебной темы.
II. Объявление темы урока, постановка учебных задач.
III. Формирование новых знаний, умений, навыков.
– Словарная работа.
– Анализ сюжета и композиции произведения (беседа по вопросам учителя с составлением опорной схемы).
– Анализ библейских мотивов (работа с Библейской энциклопедией и осмысление роли библейских образов и сюжетов в тексте повести “Станционный смотритель”).
– Беседа об основных образах произведения по вопросам учителя и учащихся.
– Работа с иллюстрациями.
– Сопоставление точек зрения рассказчиков и автора (составление таблицы).
IV. Закрепление приобретенных навыков, умений, знаний (беседа о гуманистических идеях повести “Станционный смотритель” и ее художественном своеобразии).
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание.
Ход урока Слово учителя. Каждое утро родители провожают вас в школу, говоря “до свидания”, желая удачи и успехов, надеясь увидеть вас вечером дома – набравшимися ума-разума и немного повзрослевшими (ведь каждый день вы растете не только умственно, но и нравственно). Но наступит день, когда вы уйдете из дома уже не в короткий путь по направлению к школе, а в большую жизнь, где вас будут ждать не школьные учителя, что всегда поддержат и помогут, а трудности и испытания. В большой жизни вам уже никто не будет ставить оценки за успеваемость, но будут оценивать за ваши поступки – прежде всего с нравственной точки зрения – люди, Бог и сама жизнь. Как же путь вы изберете для себя?. Путь к деньгам и удовольствиям? Путь, на котором вы не заметите боль, забудете родителей? Или путь добра, милосерд любви, сострадания?. Смысл литературы не в том, чтобы учить жить, – это учебник жизни, а прежде всего искусство слова, которым призвано вселять в души красоту, стремление к прекраа му, возвышенному, – но вместе с тем настоящее искус во всегда обращено к человеку, поэтому литература вид искусства может многое: пробудить душу, наполнить добротой и помочь сделать свой нравственный выбор.
Словарная работа. В повести “Станционный смотритель” встречаются устаревшие слова и выражения, значение которых необходимо знать для понимания смысла произведения. С помощь толкового словаря русского языка и комментариев к произведению учащиеся знакомятся с этими словами.
– Коллежский регистратор – чиновник низшего (14) класса.
– Подьячий – младший чиновник в допетровской Руси
– Фельдъегерь – правительственный курьер.
– Подорожная – документ на право пользования казенными лошадьми.
– На перекладных – меняя лошадей на каждой станции.
– Прогоны – плата за пользование лошадьми.
Задание: Почему Пушкин так детально описывает быт и работу станционного смотрителя, акцентирует внимание на его низшей должности и чинах, которые стоят выше его?
Учащиеся должны сделать вывод о том, что чин станционного смотрителя, его 14-й класс – наименьший в табели о рангах, а в обществе, где царит закон “чин чина почитай”, как пишет Пушкин, он, самый бесправный и униженный из чиновников, должен только молча подчиняться, угождать и молча сносить побои и оскорбления.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Превращение кафки и куприна.