Вальсингам
ВАЛЬСИНГАМ — герой трагедии А. С.Пушкина «Пир во время чумы» (1830), четвертой, заключительной пьесы «опытов драматических изучений», известных под редакторским названием «Маленькие трагедии».
Коллизия образа В.: человек, раздавленный страхом смерти, одержимый ужасом перед «бездной мрачной», на краю которой он оказался, решается на бунт. В гордом самоупоении он славит «царствие Чумы», находя в ее гибельном действии источник «неизъяснимых наслаждений», но в какой-то момент осознает всю меру собственного кощунства.
В фильме М. Швейцера «Маленькие трагедии» (1979) герой «Пира.» так ничего и не осознал. Последним его словом стал гимн чуме, передвинутый в развязку трагедии: заключительным аккордом сделалась фраза о наслажденье, доставляемом тем, «что гибелью грозит», а общим итогом — чисто эпикурейский выбор героя, вся мудрость которого заключена в пословице: помирать — так с музыкой. Бешеный пир во время чумы, «заваренный» Пушкиным во испытание герою, превратился в своеобразное подобие древнеримских ludi funebres, сопровождавших погребальный ритуал. Такое «языческое», «античное» прочтение трагедии идет от русских «эллинов» начала XX века (Вяч. И.Иванов), дионисий-ские восторги которых были сродни «упоениям» В. и не оставляли места «задумчивости» последнего.
Тематика пушкинского «Пира.» перекликается со стихотворением «Герой», датированным 29 сентября 1830 г. (дата завершения трагедии — 6 ноября того же года). В образе «героя» Пушкин вывел Наполеона, который во время египетского похода посетил госпиталь в Яффе, где находились его солдаты, зараженные чумой. В глазах Пушкина Наполеон был лик не в бою и не на троне: он стал «небу другом», когда, рискуя жизнью, пожимал руки умирающим, дабы поддержать их. Наполеон играет со смертью, как и В., но не ради себя, а во имя других. В. желает утопить собственный страх, Наполеон пытается освободить от страха «пред сумрачным недугом» своих воинов, «клейменных мощною чумой». В сходных ситуациях оба персонажа поступают отважно, героически, но Героем является Наполеон, следующий зову сердца: «Оставь герою сердце; что же Он будет без него? Тиран!» «Пир во время чумы» впервые был поставлен в Александрийском театре (1899, в роли В. — В. Н.Давыдов). На сюжет трагедии написана опера Ц. Кюи (1901).