О юношеских литературных увлечениях и исканиях Пушкина
В юношеских литературных увлечениях и исканиях Пушкина нашли свои отклики многие прогрессивные явления русской и зарубежной литературы XVIII — начала XIX в. В стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» ощутимы традиции высокой одической поэзии в духе Державина, которые, однако, художественно деформируются под воздействием новаторских стилей Батюшкова и Жуковского.
Сравним у Пушкина:
И там, где роскошь обитала
В тенистых рощах и садах,
Где мир благоухал и липа трепетала,
Там ныне угли, пепел, прах!
У Батюшкова:
И
Дней мира и трудов плоды,
Пред златоглавою Москвою
Воздвиглись храмы и сады,
Лишь угли, прах и камней горы.
(«К Дашкову», 1813)
Значительное влияние на лицейское творчество Пушкина оказала «легкая поэзия» Батюшкова, застольные песни поэта-партизана Дениса Давыдова, в творчестве которого Пушкин ценил «резкие черты неподражаемого слога», мечтательная лирика Жуковского. Пушкин видит в них своих учителей в поэзии. В конце 1816 г. Пушкин обращается с посланием к поэтическому главе «Арзамаса» — Жуковскому, начинающимся словами:
Благослови поэт!.
В тиши парнасской
Я с трепетом склонил пред музами колени:
Опасною тропой с надеждой полетел.
Мне жребий вынул Феб, и лира мой удел.
(«К Жуковскому»)
Пушкин сам называл себя «учеником» Жуковского. Однако еще Белинский справедливо заметил о Пушкине этих лет: «Как ни много любил он поэзию Жуковского, как ни сильно увлекался обаятельностью ее романтического содержания, столь могущественною над юною душою, но он нисколько не колебался в выборе образца между Жуковским и Батюшковым. Влияние Батюшкова обнаруживается в «лицейских» стихотворениях Пушкина не только в фактуре стиха, но и в складе выражения, и особенно во взгляде на жизнь и ее наслаждения. Во всех их видна нега и упоение чувств, столь свойственные музе Батюшкова: и в них проглядывают местами унылость и веселая шутливость Батюшкова» . Таковы стихотворения «К молодой вдове», «Князю А. М. Горчакову», «Воспоминание», «Послание к Галичу». Стихотворение «Городок» написано в подражание стихотворению Батюшкова «Мои пенаты». В нем Пушкин определяет свои литературные симпатии. Среди зарубежных поэтов на первом месте стоит Вольтер, сатирик, философ, поэт свободомыслия, «фернейский злой крикун». Пушкин называет также и других своих любимых авторов — Гомера, Вергилия, Горация. Он ценит Расина, Мольера, Руссо, Парни. Примечательно, что в пушкинском перечне нет еще Шекспира. Среди современников Пушкин особенно выделяет Батюшкова и Жуковского, решительно отвергая и принципы и защитников устаревшего классицизма. В обозрении «Тень Фонвизина» Пушкин нападает на литературных староверов, высмеивает бездарных поэтов из лагеря шишковцев.
Но, вбирая в свою поэзию все достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти «своим путем», он не хочет «вслед Державину парить», ему чужды мистические увлечения Жуковского и сентиментализм Карамзина. Пушкин требует от поэзии истины в выражении чувств, он хочет писать «своим складом».
Белинский считал, что уже в лицейских стихотворениях виден «будущий преобразователь русской поэзии и будущий национальный поэт» . В ряде стихотворений («Казак», «Послание к Юдину») встречаются реалистические зарисовки природы и быта, в которых виден будущий Пушкин — поэт действительности.
Мне видится мое селенье,
Мое Захарове; оно
С заборами к реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
На холме домик мой; с балкона
Могу сойти в веселый сад. и т. д.
.(«Послание к Юдину», 1815)
В стихотворении «Романс» («Под вечер, осенью ненастной.», 1814) Пушкин обращается к социальной проблеме, создавая образ обманутой девушки с ребенком на руках. Уже здесь начинается в творчестве поэта гуманистическая тема «маленького человека». Стихотворение вошло впоследствии в народные песенники. Раннюю «вольность и смелость в Понятиях и словах» юного Пушкина Белинский находил в стихах:
Устрой гостям пирушку;
На столик вощаной
Поставь пивную кружку
И кубок пуншевой.
(«К Пущину», 1815)