Сочинение по сказкам А. С. Пушкина
Сказки А. С. Пушкина внесли в литературу идею протеста против самодержавия и крепостничества. «Сказка о попе и о работнике его Балде» — сатира на обманывающих народ служителей православной церкви. В ней высмеиваются их жадность, глупость и лицемерие. Поп собирается нанять слугу, который будет за гроши выполнять обязанности повара, конюха и плотника. Глупость и жадность заставляют его согласиться получать щелчки от Балды, которого он взял в работники. Но поп не только жаден, но коварен и зол, он пытается погубить Балду, давая ему невыполнимые
— Жил-был купец Кузьма Остолоп,
— По прозванью Осиновый Лоб.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразилось народное отношение к тиранам. Она завершается поучительной картиной наказанного самодурства:
В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден
«Что ты, баба, белены объелась?»
— Образ старухи постепенно выходит за рамки изображения жадности и становится символом социального гнета. В черновых вариантах сказки можно проследить, как Пушкин ищет наиболее емкое слово, чтобы дать определение характера и поведения старухи дворянки: «Осердилась глупая старуха», «Осердилась (сварливая) нахальная». «Осердилась злая старуха.»
— «Я тебе госпожа, я дворянка,
— А ты мой оброч-ный крестьянин.»
— «Я дворянка, а ты мой крестьянин.»
В окончательном варианте сказки подчеркнуто тупое самодурство старухи, которая действует в соответствующей бытовой и социальной обстановке:
— Осердилася пуще старуха,
— По щеке ударила мужа:
— «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
— Со мною, дворянкой столбовою?»
— Подбежали бояре и дворяне,
— Старика взашей затолкали,
— А в дверях-то стража подбежала,
— Топорами чуть не изрубила;
— А народ-то над ним насмеялся:
— «Цоделом тебе, старый невежа!
— Впредь тебе, невежа, наука:
— Не садися не в свои сани!»
Глядь: опять перед ним землянка;;
— На пороге сидит его старуха,
— А пред нею разбитое корыто.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в 1833 году. Напечатана впервые в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения». В ней особенно четко отразилась гуманистическая направленность пушкинских сказок. В «Сказке о мертвой царевне» положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе.
Царица-мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход. Пушкин рассказывает об этом в ярких сценах, близких по стилю к устному народному творчеству. Он использует постоянные эпитеты, народные суффиксы:
— Смотрит в поле, инда очи
— Разболелись глядючи
— С белой зори до ночи;
— Не видать милого друга.
— Только видит: вьется вьюга,
— Снег валится на поля,
— Вся белешенька земля.
В образе царевны-дочери преобладают романтические мотивы. Она вызывает любовь девушки Чернавки и семерых богатырей и тем, что «всех милее, всех румяней и белее», и, главное, своей добротой, отзывчивостью, готовностью прийти на помощь.
— Образ королевича Елисея дан в былинных тонах. Герой «отправляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой». Он близок к природе. Лирические обращения Елисея к солнцу и месяцу и, наконец, к ветру поэтически окрашивают его образ, придают ему особое обаяние:
— Елисей, не унывая,
— К ветру кинулся, взывая:# «Ветер, ветер! Ты могуч,
# Ты гоняешь стаи туч,
# Ты волнуешь сине море.
# Всюду веешь на просторе,
# Не боишься никого,
# Кроме бога одного.
# Аль откажешь мне в ответе?
# Не видал ли где на свете
# Ты царевны молодой?
# Я жених ее».
Эти обращения представляют собой своеобразные лирические отступления, в которых ощущается синтез поэтических элементов устного народного творчества. Так Пушкин выступил как новатор в самой композиции сказки, развернув народные обращения-заклинания в поэтическую картину.
«Сказка о мертвой царевне» написана поэтом в творческом состязании с Жуковским. Но в отличие от него Пушкин не ограничивается романтическим изображением героев, он вводит реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи в своей сказке. Таков в какой-то мере царь-отец, поспешивший жениться, едва истек положенный срок вдовства. Пушкин иронически говорит о нем:
— Долго царь был неутешен.
— Но как быть? и он был грешен;
— Год прошел как сон пустой,
— Царь женился на другой.
Основная же сила сатиры Пушкина направлена против царицы-мачехи, олицетворяющей «темный мир» в сказке. Мачеха «черной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводят ее в конце концов к смерти: «Тут ее тоска взяла, и царица умерла». Так в сказке победа добра символизирует гибель зла.