Сочинение по сказкам А. С. Пушкина

Сказки А. С. Пушкина внесли в литературу идею протеста против самодержавия и крепостничества. “Сказка о попе и о работнике его Балде” – сатира на обманывающих народ служителей православной церкви. В ней высмеиваются их жадность, глупость и лицемерие. Поп собирается нанять слугу, который будет за гроши выполнять обязанности повара, конюха и плотника. Глупость и жадность заставляют его согласиться получать щелчки от Балды, которого он взял в работники. Но поп не только жаден, но коварен и зол, он пытается погубить Балду, давая ему невыполнимые

поручения, например собрать оброк с чертей. “Сказка о попе и о работнике его Балде” при жизни поэта не была напечатана. Впервые ее опубликовал В. А. Жуковский в 1840 году в журнале “Сын Отечества” с большими переделками, вызванными строгостями цензуры. “Поп” был превращен в “купца Кузьму Остолопа”. Начиналась она так:
– Жил-был купец Кузьма Остолоп,
– По прозванью Осиновый Лоб.
В “Сказке о рыбаке и рыбке” отразилось народное отношение к тиранам. Она завершается поучительной картиной наказанного самодурства:
В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден
покоряться воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей:
“Что ты, баба, белены объелась?”
– Образ старухи постепенно выходит за рамки изображения жадности и становится символом социального гнета. В черновых вариантах сказки можно проследить, как Пушкин ищет наиболее емкое слово, чтобы дать определение характера и поведения старухи дворянки: “Осердилась глупая старуха”, “Осердилась (сварливая) нахальная”. “Осердилась злая старуха.”
– “Я тебе госпожа, я дворянка,
– А ты мой оброч-ный крестьянин.”
– “Я дворянка, а ты мой крестьянин.”
В окончательном варианте сказки подчеркнуто тупое самодурство старухи, которая действует в соответствующей бытовой и социальной обстановке:
– Осердилася пуще старуха,
– По щеке ударила мужа:
– “Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
– Со мною, дворянкой столбовою?”
– Подбежали бояре и дворяне,
– Старика взашей затолкали,
– А в дверях-то стража подбежала,
– Топорами чуть не изрубила;
– А народ-то над ним насмеялся:
– “Цоделом тебе, старый невежа!
– Впредь тебе, невежа, наука:
– Не садися не в свои сани!”
Глядь: опять перед ним землянка;;
– На пороге сидит его старуха,
– А пред нею разбитое корыто.
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” написана в 1833 году. Напечатана впервые в 1834 году в журнале “Библиотека для чтения”. В ней особенно четко отразилась гуманистическая направленность пушкинских сказок. В “Сказке о мертвой царевне” положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе.
Царица-мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход. Пушкин рассказывает об этом в ярких сценах, близких по стилю к устному народному творчеству. Он использует постоянные эпитеты, народные суффиксы:
– Смотрит в поле, инда очи
– Разболелись глядючи
– С белой зори до ночи;
– Не видать милого друга.
– Только видит: вьется вьюга,
– Снег валится на поля,
– Вся белешенька земля.
В образе царевны-дочери преобладают романтические мотивы. Она вызывает любовь девушки Чернавки и семерых богатырей и тем, что “всех милее, всех румяней и белее”, и, главное, своей добротой, отзывчивостью, готовностью прийти на помощь.
– Образ королевича Елисея дан в былинных тонах. Герой “отправляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой”. Он близок к природе. Лирические обращения Елисея к солнцу и месяцу и, наконец, к ветру поэтически окрашивают его образ, придают ему особое обаяние:
– Елисей, не унывая,
– К ветру кинулся, взывая:# “Ветер, ветер! Ты могуч,
# Ты гоняешь стаи туч,
# Ты волнуешь сине море.
# Всюду веешь на просторе,
# Не боишься никого,
# Кроме бога одного.
# Аль откажешь мне в ответе?
# Не видал ли где на свете
# Ты царевны молодой?
# Я жених ее”.
Эти обращения представляют собой своеобразные лирические отступления, в которых ощущается синтез поэтических элементов устного народного творчества. Так Пушкин выступил как новатор в самой композиции сказки, развернув народные обращения-заклинания в поэтическую картину.
“Сказка о мертвой царевне” написана поэтом в творческом состязании с Жуковским. Но в отличие от него Пушкин не ограничивается романтическим изображением героев, он вводит реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи в своей сказке. Таков в какой-то мере царь-отец, поспешивший жениться, едва истек положенный срок вдовства. Пушкин иронически говорит о нем:
– Долго царь был неутешен.
– Но как быть? и он был грешен;
– Год прошел как сон пустой,
– Царь женился на другой.
Основная же сила сатиры Пушкина направлена против царицы-мачехи, олицетворяющей “темный мир” в сказке. Мачеха “черной зависти полна”, “горда, ломлива, своенравна и ревнива”. Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводят ее в конце концов к смерти: “Тут ее тоска взяла, и царица умерла”. Так в сказке победа добра символизирует гибель зла.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Общая характеристика западноевропейской литературы 17 века.
Сейчас вы читаете: Сочинение по сказкам А. С. Пушкина