Стихотворение А. С Пушкина «Мадонна». (Восприятие, истолкование, оценка) (1)
Стихотворение «Мадонна» было написано Пушкиным в 1830 году.
30 июня 1830 года Пушкин писал Н. Н.Гончаровой, ставшей уже его невестой, о картине, приписывающейся итальянскому художнику Пьетро Перуджио (между 1445 и 1452-1523): «. часами простаиваю перед белокурой Мадонной, похожей на вас как две капли воды», — и шутя прибавлял:». я бы купил ее, если бы она не стоила 40 000 рублей» Описание этой картины и дано в сонете.
Тема сонета — восхищение и любование светлым ликом Мадонны. Не множествам картин старинных мастеров Украсить я всегда желал
Чувства лирического героя — восхищение и поклонение религии, гармонично сочетающейся с искусством. Одно выражает и подчеркивает другое. В последнем четверостишии — обращение к земной реальной женщине, но очевидно, что для лирического героя она — возвышенный и ясный идеал,
Чистейшей прелести чистейший образец
Образы, представленные в стихотворении олицетворяют гармонию мира, его красоту:
Кроткие творец и Мадонна — Она с величием, он с разумом в очах.
И реальная, земная женщина, являющаяся для лирического героем идеалом.
Первые образы одновременно близки и далеки ему, а «Мадонна» реально существующая имеет прямую соотносимость с жизнью героя. В стихотворении используются следующие литературные тропы:
Выразительные эпитеты(ЧИСТЕЙШИЙ образец, БОЖЕСТВЕННЫЙ спаситель, СТАРИННЫХ мастеров)
Гипербола: Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Метафора: Одни, без ангелов под пальмою Сиона.
Лексический повтор: Одной картины я желал быть вечно зритель, одной.
Подчеркивает эмоциональность, выделяет главную мысль произведения.
Сравнение: Чтоб на меня с холста, как с облаков.
Сила искусства приравнивается героем к божественной силе, к величественным природным явлениям.
Инверсия: Исполнишь мои желания. Творец.
В поэтической лексике используются археологизмы:
Обитель — 1) то же, что монастырь(устаревшее)
2) место, где кто-нибудь живет, жилище.
Лирическим героем употреблено употреблено во втором значении.
Дивился — удивлялся, средь-среди, взирали-смотрели.
Использование археологизмов делает язык стихотворения более проникновенным, глубинным.
В произведении используются такие части речи, как существительные, прилагательные, глаголы:
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали кроткие.
Прочитать стихотворение и правильно понять его смысл помогают знаки препинания.
Стихотворный размер — амфибрахий.
Рифма мужская и женская(Не множеством картин.)
Стихотворение «Мадонна» является сонетом, так как оно написано в 14 строк и состоит из двух четверостиший и двух
Трехстиший.
Жанр — элегия, поскольку лирическое стихотворение, выражающее чувства героя, проникнуто возвышенным поклонением,
Светлыми образами.
Читая стихотворение, испытываешь много чувств, и первое из них, которое следует отметить — восхищение красотой
Искусства. Кроткий лик Мадонны становится источником вдохновения для лирического героя, в его сознании возвышенность
Религии и мастерство художника, написавшего картину, являются прообразом и постоянным напоминанием о земной женщине,
Ставшей для лирического героя символом совершенства.
Безоговорочно отвергая «важные сужденья знатоков», герой Пушкина провозглашает свою единственно верную истину.
Она заключается в том, что красота — это четкость линий, простота и ясность форм, это чувства внутренней гармонии и
Покоя, охватывающие человека, который смотрит на великое произведение искусства. Исполненный восхищения, восторга,
Преклоняющийся перед высокими нравственными идеалами, лирический герой увидел в недосягаемо высоком облике Мадонны образ
Любимой им женщины.