ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА

Противостояние
Личности и государства — одна из самых
Заманчивых для А. С. Пушкина тем. Именно она
Постоянно и настойчиво перекликается с
Такими вечными его мотивами, как свобода,
Место человека в обществе, сила, власть.
Шире всего антагонизм личности и
Государства показан в поэме «Медный
Всадник». На нее мы и будем опираться.
В
Качестве сторон конфликта А. С. Пушкин
Создал два образа: Петра Первого и Евгения.
Петр — воплощение государства, император
Расейский, Медный всадник. Он построил
Санкт-Петербург.

Для России, для страны, для
Государства это хорошо — «отсель грозить
Мы будем шведу». Но во благо ли это Евгению,
Россу, человеку, личности?
А
Кто, собственно, сказал, что Евгений —
Личность? Мы щедро раздаем хвалебные
Эпитеты (как, впрочем, и всякие другие),
Лепим ярлыки, но заслужил ли их Евгений?
Заслужил.
Хотя бы и своими последними словами «ужо
!тебе.»
Явно заслужил. Этим он восстал против
Самодержца, а значит — против государства.
Тот, кто осмелился на такое, — уже личность.
Кроме того, под «личностью» (в
Литературном, а не биологическом
смысле)
Обычно подразумевают человека, имеющего
Собственный взгляд на вещи, а не
Прожигающего жизнь свою «с легкостью
Необыкновенной». Так вот, у Евгения имеется
Этот самый «собственный взгляд». Евгений
— сторонник «тихого счастья»: не «украл —
Выпил — в тюрьму», а «дом — жена — карьера».
Конечно, таких людей немало, но тех, кто
Опять же ради своей идеи руку на вождя
Поднимет, — единицы. Евгений в их числе.
Выходит, он личность. И Петр Первый тоже
Личность.
Таким
Образом, копнув поглубже, сразу становится
Ясно: конфликт в «Медном всаднике» не
Просто война между «хорошей» личностью и
«плохим» государством (или наоборот, как
Угодно). Это уже столкновение личности,
Живущей ради собственной пользы, с
Личностью, живущей ради всей России, ее
Народа, ее людей, то есть — ради других
Личностей.
Значит,
В какой-то степени человек и «особый
Аппарат органов публичной власти» стоят в
Одном ряду, бок о бок, так сказать. Но в таком
Случае в поэме должна быть некая «третья
Сила», которая если не сплотит Петра
Первого и Евгения, например, в неприятии
Себя самой, то хотя бы намекнет на такую
Возможность. На возможность единения
Личности и государства (а ведь так оно и должно быть в идеале).
И
А. С. Пушкин находит третью силу. Как ни
Банально, ею становится природа, стихия.
Именно ее поборол Петр Первый, возведя
Северную столицу, именно она взбунтовалась
В 1824 году. Взбунтовалась именно против
Стоящего на Неве города, против его
Создателя, против государства.
Не
Являясь частью государства, Евгений
Вовлечен в эту борьбу поневоле. И
Неожиданно оказывается на стороне именно
Государства. Сцена «Петр и Евгений
Укрощают льва и коня» тому лишнее
Подтверждение. Евгений здесь, вместе со
Всадником. А невеста его, с которой он
Собирался жить «по природе», в бездыханном
Состоянии где-то по ту сторону стихии. Туда
Пути нет. Ну а куда же есть?
А
Есть совершенно неожиданный исход поэмы.
Что происходит после знаменитого «ужо тебе.»?
Евгений в страхе бежит от Всадника, тот за
Ним. С одной стороны, это гнев великого
Монарха на сумасшедшего червя. А с другой —
Они бегут в одном направлении, и это что-нибудь
Да значит. Два злейших врага встречаются на
Узкой тропинке именно в тот момент, когда им
Делить особенно и нечего. Евгений бежит от
Петра, а Петру, хотя бив гневе, не до Евгения.
Вспомним, ведь
Петр Алексеевич Романов скончался в 1725 году
От воспаления легких, полученного точно во
Время предыдущего наводнения. Значит, для
Его медного изваяния нынешний потоп —
Перст судьбы, и от него нужно срочно
Скрыться.
Итак,
Мы видим, что рассматриваемый конфликт
Понемногу из двойственного вырос в
Тройственный. Помогла в этом прекраснейшая
Составляющая человеческого бытия —
Природа. Само расширение темы достаточно
Очевидно. Вопрос в другом: зачем это все
Понадобилось А. С. Пушкину?
Одна
Из скрытых причин в следующем. Обычно чем
Проще модель произведения, тем виднее там
Автор. Он просто не может скрыться за
Примитивным сюжетом. А в «Медном всаднике»
Пушкин, как, наверное, нигде, не хочет «себя
Показать». Он — певец реальности. Главными
Поэтому становятся две вещи. Во-первых,
Написать поэму как можно объективнее. А во-вторых,
Самому понять только что написанное. Такой
Подход дает небывалый эффект. Читатель как
Бы сам осмысливает все ему предлагаемое и
Делает собственные выводы. Вообще говоря,
Иначе и невозможно.
Конфликт
В чистом виде личности и государства не
Имеет решения. Всегда он был, всегда он
Будет. Приговор А. С. Пушкина: «Да будет так».
Пусть каждый делает то, что хочет, и то, что
Может. Всех рассудят потомки.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА