Образ Татьяны созданный Пушкиным в «Евгении Онегине»

Здесь главной задачей Пушкина было показать тип простой, казалось бы, обыкновенной русской девушки, провинциальной «барышни», лишенной по внешности каких бы то ни было романтических, необычных, из ряда вон выходящих черт, но в то же время удивительно привлекательной и поэтичной. Пушкин все время подчеркивает отсутствие в Татьяне черт, которыми постоянно одаряли своих героинь авторы классических, сентиментальных и романтических произведений: поэтическое имя, необычайная красота. Пушкин, наоборот, сразу сообщает нам, что Татьяна вовсе

не красавица. Красавица в романе есть, это — Ольга, невеста Ленского:
— Как поцелуй любви мила.
— Глаза как небо голубые;
— Улыбка, локоны льняные,
— Движенья, голос, легкий стан,
— Все в Ольге. но любой роман
— Возьмите и найдете, верно,
— Ее портрет: он очень мил,
— Я прежде сам его любил,
— Но надоел он мне безмерно.
— О Татьяне Пушкин прямо говорит:
— Ни красотой сестры своей,
— Ни свежестью ее румяной
— Не привлекла б она очей.
Это же подчеркивается в последней главе, где мы видим Татьяну уже петербургской знатной дамой, «равнодушною княгиней,
неприступною богиней роскошной, царственной Невы», «законодательницей зал». Пушкин не забывает напомнить:
— Никто б не мог ее прекрасной
— Назвать.
И в то же время она, сидя за столом рядом с «блестящей Ниной Воронскою», знаменитой петербургской красавицей, ничем не уступала ей, «беспечной прелестью мила». Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, уме, простоте, богатстве душевного содержания. Пушкин нарочно дает своей героине необычное в тогдашних романах, простонародное имя — Татьяна. Теперь, в наше время, это имя ничем не отличается по характеру от остальных обыкновенных женских имен — Наталья, Катерина, Мария, Ольга, Анна, Вера и т. д. Но во времена Пушкина оно звучало как простое, деревенское имя, вроде Акулина, Матрена, Дарья, Прасковья. Пушкин сам указывает на необычность такого «грубого» имени для героини романа (хотя в жизни нередко в дворянских семьях встречались эти имена):
— Ее сестра звалась Татьяна.
— Впервые именем таким
— Страницы нежные романа
— Мы своевольно освятим.
Рисуя в своем романе пленительный образ простой русской девушки, не очень красивой, с деревенским именем, Пушкин и в характеристике ее душевного склада, и в изображении ее поведения нисколько не прикрашивает, не идеализирует ее, хотя и заявляет не раз о своей глубокой симпатии к этой девушке:
— Татьяна, милая Татьяна!
— С тобой теперь я слезы лью.
— Простите мне: я так люблю
— Татьяну милую мою!
Татьяна растет в семье дичком, одинокой, неласковой девочкой, не любящей играть с подругами, большею частью погруженной в себя, в свои переживания. Любознательная, пытливая, она старается понять все окружающее и свою собственную душу и, не находя ответа на свои запросы у старших-матери, отца, няни, ищет их в книгах, к которым она пристрастилась с самого детства и которым привыкла верить безраздельно:
— Ей рано нравились романы;
— Они ей заменяли все.
О жизни, о людях она привыкла судить по прочитанным ею романам. В них же она искала выражение своих собственных переживаний. Пушкин не раз писал в своих произведениях о громадном влиянии на деревенских барышень, помещичьих дочек, прочитанных ими книг, романов. «Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь,- писал Пушкин в повести «Барышня-крестьянка»,- они знание света и жизни почерпают из книжек». То же было и с Татьяной.
Окружающая ее жизнь, среда деревенских помещиков, их жен и детей мало удовлетворяла ее требовательную душу и пытливый ум. В книгах, в романах она видела другую жизнь, более значительную и богатую событиями, других людей, более интересных; она верила, что такая жизнь и такие люди не выдуманы авторами, а существуют на самом деле, и была уверена, что и ей предстоит когда-нибудь встретиться с такими людьми и пожить такой жизнью. Пушкин говорит:
— Она влюблялася в обманы
— И Ричардсона и Руссо.
Здесь названы два автора сентиментальных романов XVIII века. В других местах романа упоминаются и другие сентиментальные произведения. Во всех них говорится главным образом о любви, описываются глубокие чувства героев, сложные препятствия, стоящие на дороге влюбленных. Герой — обычно не похожий на других, высокоблагородный, способный на подвиги молодой человек. Пушкин иронически рассказывает о таком герое старого сентиментального романа:
— Свой слог на важный лад настроя,
— Бывало, пламенный творец
— Являл нам своего героя
— Как совершенства образец.
— Он одарял предмет любимый.
— Всегда неправедно гонимый,
— Душой чувствительной, умом
— И привлекательным лицом.
— Питая жар чистейшей страсти,
— Всегда восторженный герой
— Готов был жертвовать собой,
— И при конце последней части
— Всегда наказан был порок,
— Добру достойный был венок.
На таких романах и воспитывалась Татьяна. Таким она и представляла себе своего будущего избранника, и в такой счастливой судьбе для себя она была уверена. Неудивительно, что, увидев в первый раз Онегина, так разительно не похожего на всех знакомых ей молодых людей, провинциальных помещиков или офицеров, Татьяна, по своей крайней неопытности и непоколебимой вере в истину того, что она вычитала в романах, сразу приняла Онегина за такого «всегда восторженного героя» и влюбилась в него, как героиня ее любимых книг.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ Татьяны созданный Пушкиным в «Евгении Онегине»