Лирические мотивы в произведениях Пушкина
Сочинение по сказкам А. С. Пушкина. В большинстве сказок Пушкина мы встречаем активно действующего положительного героя, побеждающего злые силы. Там же, где этого героя нет, Пушкин находит другой путь воплощения извечной оптимистической идеи народной сказки о неминуемой победе правды над ложью. Золотой петушок убивает зловещего царя Дадона, а золотая рыбка возвращает к прежнему нищенскому состоянию ненасытную старуху-царицу. Положительный герой народной сказки наделяется Пушкиным новыми чертами. Так, работник Балда не преследует никаких
Пушкин сосредоточил свое внимание на нравственной стороне облика героя. Удивительное трудолюбие работника Балды (он «работает за семерых», «с утра у него все пляшет») вызывает к нему любовь даже и у поповых домочадцев: «попадья Балдой не нахвалится, поповна о Балде лишь и печалится, попенок зовет его тятей». Балда обнаруживает незаурядный ум, смекалку и ловкость. Такому герою все по плечу. К этому выводу ведет все сюжетное действие сказки. В ней ярко проявились народность,
Лирические мотивы (тоска по отцу, желание создать собственную семью) усиливают поэтическое очарование образа. Взаимоотношения Гвидона и Царевны-Лебеди вызывают воспоминание о старинных русских свадебных песнях. Лебедь, «белая лебедушка» символизирует в них чистоту и невинность, величавую красоту и грацию девушки-невесты. Все это есть и в пушкинской волшебно-прекрасной царевне. Вот она сбросила с себя колдовскую личину:
— И царевной обернулась:
— Месяц под косой блестит,
— А во лбу звезда горит;
— А сама-то величава,
— Выступает, будто пава;
— А как речь-то говорит,
— Словно реченька журчит.
Каждый положительный образ пушкинских сказок вносит много нового, оригинального в историю русской литературной сказки. Сравним царевну из «Сказки о царе Салтане» и «Сказки о мертвой царевне». В обоих произведениях образы царевен разработаны средствами лирико-романтической сказки и одинаково пленяют нас нравственной чистотой и поэтической одухотворенностью. И все же царевны в этих сказках заметно отличаются друг от друга: Царевна-Лебедь — существо волшебное, а «мертвая царевна»- образ глубоко реальный. Их образы отражают разные стороны фольклорной этики и эстетики. Народный гуманизм всегда проявлялся с особой силой в сказках о гонимой падчерице. Ее образ овеян особой нежностью и сочувствием. В пушкинской «мертвой царевне» раскрыты именно эти народные гуманистические идеи и чувства. Сама тема беззащитной и обездоленной падчерицы побудила поэта предельно приблизить сказку о ней к обстановке простонародной жизни. В отличие от «Сказки о царе Салтане» «все в ней проще, скромнее, все тяготеет к крестьянскому быту», — писал А. Слонимский.
В Царевне-Лебеди подчеркнуты величавая красота, большой ум и мудрость (не случайно она является духовной наставницей князя Гвидона). «Мертвая царевна», отличаясь совершенной внешней красотой и гуманизмом, проста в обращении с людьми, умеет сказать им нужное ласковое слово. В тереме богатырей царевна ведет себя, как заботливая и хозяйственная деревенская девушка:
— Дом царевна обошла,
— Все порядком убрала,
— Засветила богу свечку,
— Затопила жарко печку,
— На полати взобралась
— И тихонько улеглась.
Картина встречи с богатырями выразительно раскрывает в идеальном образе пушкинской царевны народное представление о женской благовоспитанности. Она отдает честь хозяевам, низко кланяется им в пояс, извиняется, что пришла, мол, в гости незваной. На пиру, устроенном на радостях богатырями,
— От зеленого вина Отдекалася она;
— Пирожок лишь разломила
— Да кусочек прикусила.
Завершает характеристику царевны эпизод сватания к ней богатырей. Мы узнаем, что и в скорбных скитаниях царевна ни на минуту не забывала о женихе — королевиче Елисее.