Лирические мотивы в произведениях Пушкина

Сочинение по сказкам А. С. Пушкина. В большинстве сказок Пушкина мы встречаем активно действующего положительного героя, побеждающего злые силы. Там же, где этого героя нет, Пушкин находит другой путь воплощения извечной оптимистической идеи народной сказки о неминуемой победе правды над ложью. Золотой петушок убивает зловещего царя Дадона, а золотая рыбка возвращает к прежнему нищенскому состоянию ненасытную старуху-царицу. Положительный герой народной сказки наделяется Пушкиным новыми чертами. Так, работник Балда не преследует никаких

материальных выгод. Он нанимается к попу не для того, чтобы улучшить свое нищенское положение, а только с целью проучить попа за его жадность.
Пушкин сосредоточил свое внимание на нравственной стороне облика героя. Удивительное трудолюбие работника Балды (он “работает за семерых”, “с утра у него все пляшет”) вызывает к нему любовь даже и у поповых домочадцев: “попадья Балдой не нахвалится, поповна о Балде лишь и печалится, попенок зовет его тятей”. Балда обнаруживает незаурядный ум, смекалку и ловкость. Такому герою все по плечу. К этому выводу ведет все сюжетное действие сказки. В ней ярко проявились
народность, социальная зоркость и оптимизм творчества Пушкина. “Сказка о попе и работнике его Балде” – сатирико-бытовое произведение. Балда живет и действует не в “тридевятом царстве, тридесятом государстве”, а в реальной обстановке и совершает вполне реальные дела (нанимается к попу в работники, нянчит его детей и т. д.). И побеждает он благодаря своим естественным природным качествам. Фантастична лишь сцена его соревнования с чертями. Но ведь и черти здесь жалки и смешны в своем бессилии, их образы не имеют ничего общего с грозными мифологическими демонами. Совсем другое – положительные персонажи. Они совершают чудеса, им служат чудесные помощники, их окружают невиданные предметы и диковинки. Князь Гвидон из “Сказки о царе Салтане” уже в “срок родин” проявляется как необыкновенный герой. Он растет “не по дням, а по часам”. Пушкин сравнивает маленького Гвидона с орленком. Ему подвластно магическое слово. Оказавшись по злой воле своих коварных врагов в пучине морских вод, он обращается к бушующей волне, которая выполняет его волю и послушно выносит бочку на морской берег. И на пустынном острове князя Гвидона не покидают твердость духа, умение найти выход из трудного положения, богатырская удаль, о которой он сам говорит скромно, с усмешкой. А сердечная доброта и бескорыстие приносят ему чудесные дары от волшебной Царевны-Лебеди, спасенной им от злого чародея – коршуна.
Лирические мотивы (тоска по отцу, желание создать собственную семью) усиливают поэтическое очарование образа. Взаимоотношения Гвидона и Царевны-Лебеди вызывают воспоминание о старинных русских свадебных песнях. Лебедь, “белая лебедушка” символизирует в них чистоту и невинность, величавую красоту и грацию девушки-невесты. Все это есть и в пушкинской волшебно-прекрасной царевне. Вот она сбросила с себя колдовскую личину:
– И царевной обернулась:
– Месяц под косой блестит,
– А во лбу звезда горит;
– А сама-то величава,
– Выступает, будто пава;
– А как речь-то говорит,
– Словно реченька журчит.
Каждый положительный образ пушкинских сказок вносит много нового, оригинального в историю русской литературной сказки. Сравним царевну из “Сказки о царе Салтане” и “Сказки о мертвой царевне”. В обоих произведениях образы царевен разработаны средствами лирико-романтической сказки и одинаково пленяют нас нравственной чистотой и поэтической одухотворенностью. И все же царевны в этих сказках заметно отличаются друг от друга: Царевна-Лебедь – существо волшебное, а “мертвая царевна”- образ глубоко реальный. Их образы отражают разные стороны фольклорной этики и эстетики. Народный гуманизм всегда проявлялся с особой силой в сказках о гонимой падчерице. Ее образ овеян особой нежностью и сочувствием. В пушкинской “мертвой царевне” раскрыты именно эти народные гуманистические идеи и чувства. Сама тема беззащитной и обездоленной падчерицы побудила поэта предельно приблизить сказку о ней к обстановке простонародной жизни. В отличие от “Сказки о царе Салтане” “все в ней проще, скромнее, все тяготеет к крестьянскому быту”, – писал А. Слонимский.
В Царевне-Лебеди подчеркнуты величавая красота, большой ум и мудрость (не случайно она является духовной наставницей князя Гвидона). “Мертвая царевна”, отличаясь совершенной внешней красотой и гуманизмом, проста в обращении с людьми, умеет сказать им нужное ласковое слово. В тереме богатырей царевна ведет себя, как заботливая и хозяйственная деревенская девушка:
– Дом царевна обошла,
– Все порядком убрала,
– Засветила богу свечку,
– Затопила жарко печку,
– На полати взобралась
– И тихонько улеглась.
Картина встречи с богатырями выразительно раскрывает в идеальном образе пушкинской царевны народное представление о женской благовоспитанности. Она отдает честь хозяевам, низко кланяется им в пояс, извиняется, что пришла, мол, в гости незваной. На пиру, устроенном на радостях богатырями,
– От зеленого вина Отдекалася она;
– Пирожок лишь разломила
– Да кусочек прикусила.
Завершает характеристику царевны эпизод сватания к ней богатырей. Мы узнаем, что и в скорбных скитаниях царевна ни на минуту не забывала о женихе – королевиче Елисее.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Канва лермонтова.
Сейчас вы читаете: Лирические мотивы в произведениях Пушкина