Есть ли развязка в романе «Евгений Онегин»
1. Великий роман гения.
2. Есть ли в романе развязка? О чем автор говорит в конце повествования?
3. «Новый» Онегин и главная мысль Пушкина.
К великому сожалению, современная молодежь не слишком-то любит читать. Но такой роман, как «Евгений Онегин», знают, пожалуй, все. Да и стыдно не знать. Это величайшее произведение не только русской, но мировой литературы. Оно настолько многогранно, что рассматривать его можно с множества сторон. Каждый герой, выведенный Пушкиным, достоин большого отдельного исследования. Но, как любое захватывающее,
А есть ли такая развязка у романа Александра Сергеевича Пушкина? На мой взгляд, да. Как и любое другое произведение, роман заканчивается, автор прощается с Евгением и ставит точку. Это можно увидеть и в последних строках, написанных Пушкиным:
Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель. Но те, которым в дружной встрече Я строфы первые читал. Иных уж нет, а те далече, Как Сади некогда сказал. Без них
Итак, роман завершен. К чему же пришел наш герой? Вернувшись из путешествия, (его, автор, кстати, опускает из общего повествования и прочесть его можно отдельно) которое, как он надеялся, изменит его жизнь, он вновь встречается с Татьяной. Онегин действительно изменился, пожалуй, он впервые не только понял, но и принял собственные чувства такими, какие они есть.
И постепенно в усыплены
И чувств и дум впадает он,
А перед ним воображенье
Свой пестрый мечет фараон.
То видит он: на талом снеге,
Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит,
И слышит голос: что ж? убит.
То видит он врагов забвенных,
Клеветников, и трусов злых, И рой изменниц молодых,
И круг товарищей презренных,
То сельский дом — и у окна Сидит она. и все она!
Раньше Евгений думал, что «вольность и покой замена счастью», но впоследствии сам понимает, что это заблуждение.
Вновь приходит весна, врывается в душу, наполняет ее свежим ветром, не дает сидеть на месте, а гонит туда, куда уж давно велит мчаться сердце.
.Несется вдоль Невы в санях.
На синих, иссеченных льдах
Играет солнце; грязно тает
На улицах разрытый снег.
Куда по нем свой быстрый бег
Стремит Онегин? Вы заранее
Уж угадали; точно так:
Примчался к ней, к своей Татьяне
Мой неисправленный чудак.
Уступив велению сердца, перестав слушать свой холодный, расчетливый ум, Онегин приезжает в дом той, кто давно уж не выходил у него не только из головы, но и из самой глубины души. Он видит княгиню, расстроенную, бледную, лицо ее залито слезами.
.К ее ногам упал Евгений;
Она вздрогнула и молчит;
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева.
Его больной, угасший взор,
Молящий вид, немой укор,
Ей внятно все. Простая дева, С мечтами, сердцем прежних дней,
Теперь опять воскресла в ней.
Теперь приходит черед Татьяны говорить Евгению холодные слова. Она вспоминает их давнее объяснение в саду, свои чувства и не понимает, по каким причинам Онегин приехал к ней сейчас. Что им движет? Что он чувствует? Но и теперь, когда настал ее черед суровой отповеди, она не скрывает своих чувств. Выйдя замуж за нелюбимого, она со временем обрела покой («.она сидит покойна и вольна»), но не обрела счастья: чувство к Онегину не прошло. Почему же не соединяются Татьяна и Онегин, уже любящие друг друга? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему? Потому что выше собственного счастья она ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно:
.Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
Татьяна не эгоистична, она высокоморальна. Она говорит Онегину, что раньше она «лучше, кажется, была». Но это не так. Духовная красота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой, потому что только высоконравственный человек может предпочесть исполнение долга долгожданному счастью. Да и общество, высший свет, жестокий и непреклонный, вряд ли бы простил Татьяне роман с Онегиным. Но и она сама изменила свет, привнеся в него часть своей души, своего характера. В чистой нравственной атмосфере, окружившей ее, даже самые недалекие люди становились лучше, благороднее, так как в ее салоне ценилось не богатство, не знатность, а ум и горячее сердце. Здесь почести воздавались по заслугам, здесь нельзя было обманывать и лицемерить. И сама она не только не хотела, но и не могла изменить тем идеалам, которым следовала, и хотела, чтобы им следовали и другие. Предав общество, она тем самым предала бы и себя. Правдивая и горькая речь Татьяны к Евгению закончена.
Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!
Но шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьяны показался,
И здесь героя моего
В минуту злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго. навсегда. За ним
Довольно мы путем одним
Бродили по свету. Поздравим
Друг друга с берегом. Ура!
Давно б (неправда ли?) пора!
История завершилась. Онегин остается один на один со своей болью, с наконец ожившей, начавшей чувствовать душой. Что же так изменило его, сделав окончание романа таким, каким мы его видим?
Евгения изменило самое прекрасное чувство на свете — любовь. Да, именно любовь к Татьяне, а не смерть Ленского. После дуэли Онегин, привыкший жить только для себя, отдаленный от мира стеной холодного презрения и эгоизма, потерял единственную духовную опору — уважение к себе. И только встретив Татьяну, полюбив ее, он понял, что значит истинное чувство и возвышающее и очищающее душу страдание. Он увидел в ней прекрасное исключение из круга пустых светских красавиц, его пленила ее душевная красота и нравственная сила. Это была женщина, о которой он мечтал, достоинства которой всегда ценил, но которую не мог полюбить раньше, в бытность ее уездной барышней, ибо до гибели Ленского, внезапно и страшно пробудившей его, все чувства Онегина находились в сонном оцепенении. В то время он просто не был способен любить.
И одна из самых главных мыслей, заложенных Пушкиным в этом романе, ясно и четко открывается перед нами именно в конце повествования, в самой развязке: автор отстаивал право личности быть свободной, любить и верить в жизнь. Эти надежды были рождены добротой и величием гения, который пробуждал «чувства добрые» в сердцах современников и потомков.