ОБРАЗ ПЕТРА ПЕРВОГО В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
На
Протяжении всей жизни А. С. Пушкин очень
Интересовался личностью Петра Первого, его
Историческим значением. Поэтому образ
Петра Первого довольно часто встречается в
Творчестве А. С. Пушкина. Проблема оценки
Этого незаурядного монарха становится в
Начале XIX века
Необычайно важной.
Одно
Из первых стихотворений, посвященных
Петровской теме в лирике А. С. Пушкина, — это
Стихотворение 1826 года «Стансы». 1826 год —
Начало правления Николая Первого. Николай
Первый еще не был известен, никто с
Будет править. Это пока была terra
Incognita. Пушкинское
Же стихотворение является своеобразным
Наказом Николаю Первому. Петр Первый при
Этом воспринимается А. С. Пушкиным как почти
Идеальный монарх; соответственно, он
Ставится Николаю в пример. Форсированный
Культ Петра Первого, а также параллель Петр
Первый — Николай Первый особенно
Подчеркивают скрытый упрек Александру
Первому. (Петр, как пишет Пушкин, «.не
Презирал страны родной: Он знал ее
Предназначенье.»). И как
Противопоставление следует строфа,
Начинающаяся словами
Герой, То мореплаватель, то плотник.», где
Изображается весь спектр занятости,
Деловитости Петра.
Практически
Все стихотворение есть сплошное
Восхваление Петра. В некоторых отдельных
Строках слышится недовольство Александром.
Таким образом, в стихотворении появляются
Два полюса: положительный (Петр) и
Отрицательней (Александр). Николай в данном
Случае оказывается наиболее приближен к
Петру. Пушкин хочет видеть Николая таким же
Идеальным монархом, каким был Петр.
Последняя Строфа заключает в себе
Прямое наставление Николаю: «Семейным
Сходством будь же горд; Во всем будь
Пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд, И
Памятью, как он, незлобен». Видя сходство в
Началах царствований Петра и Николая,
Пушкин пишет: «.Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра Мрачили мятежи
Да казни.» Можно сказать, что Пушкин
Прощает Николаю историю с декабристами.
Аналогия с началом петровского правления,
Видимо, оправдывает Николая и дает надежду
На «славу и добро».
В
Своей повести «Арап Петра Великого» (1827)
Пушкин продолжает развивать тему занятости,
Работоспособности, увлеченности Петра
Первого. Петр в повести привозит Ибрагима в
Строящуюся столицу, которая «подымалась из
Болота по манию самодержавия.». Петр
Принимает участие в постройке 1-орода,
Работает целыми днями. Кроме того, А. С.
Пушкин дополняет представление о Петре как
О строителе, зачинателе всего нового
Сюжетом о сватовстве Ибрагима: Петр Первый
Стремится создать новую семью.
Продолжение
Петровской темы в творчестве А. С. Пушкина можно найти в поэме «Полтава» (1828-1829). «Полтава»
Начинается как традиционная романтическая
Поэма. Но постепенно любовная история
Отходит на второй план, а романтический
Герой оказывается однозначным негодяем.
После сцены казни романтический мотив
Исчезает практически бесследно (он
Появится еще раз во время сцены безумия
Марии); центром же поэмы оказывается
Описание Полтавской битвы. Петр Первый
Становится центральной фигурой
Произведения. (Описание здесь Петра — это,
Видимо, возвращение к одической поэзии XVIII
Века.) Обращает
На себя внимание резкая смена интонаций в
Описаниях Петра и Карла. («Выходит Петр. Его
Глаза Сияют. Лик его ужа сен. Движенья
Быстры. Он прекрасен. Он весь как божия
Гроза.», в то время как «.несомый верными
Слугами Б качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явил ся.».) Возникает
Ощущение противостояния энергии, динамики
Петра пассивности, статике Карла (это
Несколько ра;< подчеркивается в тексте).
В
Описании пира после битвы появляется мотив,
Который в стихотворении «Пир Петра Первого»
Станет основным, — это мотив милости Петра:
«.В своем шатре он угощает Своих вождей,
Вождей чужих, И славных пленников ласкает.»
Значительность
Роли Петра Первого в поэме подтверждает
Эпилог. Через сто лет после Полтавской
Битвы не осталось ничего «от сильных,
Гордых сих мужей.». Осталась только
История
— огромный памятник Петра Первого.
Памятник — главное, что есть в эпилоге,
Главное, что осталось после битвы. Поэтому
Петр Первый становится, можно сказать,
Идеальным героем.
В
Стихотворении 1835 года «Пир Петра Первого»
Обращает на себя внимание необычность
Описания событий. Особенности лексики и
Специфика размера (четырехстопного хорея)
Создают отчетливое впечатление
Сказочности, балладяости всего
Происходящего. Соответственно,
Мифологизированной оказывается и фигура
Петра. На первый план выходит мотив
Необыкновенной, сказочной милости Петра. В
Четвертой строфе стихотворения происходит
Перечисление всех празднеств, по поводу
Которых Петр теоретически может устроить
Пир. Но в пятой строфе раскрывается
Реальная причина торжества: «.он с
Подданным мирится; Виноватому вину
Отпуская,
Веселится; Кружку пенит с ним одну».
Событие, из-за которого происходит
Пиршество, тем самым для Петра настолько же
Ценно, насколько ценны другие,
Вышеперечисленные события. А. С. Пушкину,
Который во второй половине 20-х годов
Становится ярым государственником
И моделирует идеального монарха, очень
Важна идея отпущения «виноватому вины».
Заслуги и подвиги Петра Первого
Оказываются не более существенны, чем его
Человечность и демократичность (насколько
Так вообще можно сказать о Петре).
Мы
Сознательно идем на нарушение хронологии,
Рассматривая поэму 1833 года после
Стихотворения 1835 года. Дело в том, что «Медный
Всадник» стоит особняком по отношению к
Остальным произведениям А. С. Пушкина,
Связанным с петровской темой, где
Последовательно развивается один и тот же,
По сути, взгляд на Петра Первого, здесь же
Проблема представлена в несколько другом
Ракурсе.
Если
В четырех предыдущих произведениях А. С.
Пушкин исключительно восхваляет Петра, то в
Поэме 1833 года «Медный всадник» впервые
Появляется вопрос — так ли уж идеален Петр
На самом деле? Город Петра Первого стоит на
Ненадежном месте. Этот город, безусловно,
Нужен России, государству; но люди страдают
Из-за опасного расположения Петербурга (в
Тексте поэмы — это Евгений, Параша). И этого
Достаточно для того, чтобы
Ценность создания этого города подверглась
Сомнению. Личная проблема одного человека
Способна противостоять общественному
Интересу. Во время Наводнения — подобия
Конца света для жителей Петербурга —
Александр Первый видит в катастрофе волю
Божью. Царь не может быть Богом, на что
Претендует Петр Первый в начале
Поэмы. В конце первой части появляется
Слово «кумир» («Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою Кумир на
Бронзовом коне»). Кумир в данном случае —
Ложный Бог, это государственная власть,
Присвоившая себе божественные прерогативы.
Петр Первый — покоритель стихии в поэме, и
Образ его ощутимо меняется по сравнению с
Четырьмя предыдущими произведениями.
Казалось бы, Петр становится отрицательным
Героем, но нельзя забывать
О прологе поэмы. Пролог «Медного всадника»,
Мне кажется, выполняет в поэме ту же функцию,
Какую в «Цыганах» и «Кавказском пленнике»
Выполнял эпилог. Историческое обрамление и
Появляющийся в «Медном всаднике» мотив
Безусловной, безоговорочной любви к
Петербургу («Люблю тебя, Петра творенье.»)
Дают второй вариант прочтения поэмы. Эти
Два прочтения заложены А. С. Пушкиным
Изначально. И он не предлагает выбирать
Именно одно из этих прочтений. Вероятно,
Подобная вариативность определяется самой
Темой произведения — поэма посвящена
Трагизму и неразрешимости русской (да и
Вообще — какой бы то ни было) истории. А. С.Пушкин
Не дает прямого ответа на вопрос, а лишь
Позволяет читателю увидеть Петра Первого в
Новом качестве.