Жестокие нравы города Калинова
А. Н. Островский в очерке страну, . Это земля, живущая традициями седой старины, — . Современники за открытие этой стра-ны назвали Островского Колумбом Замоскворечья. И в самом деле, в своих пьесах он обличает стороны купеческой жизни.
Общественный подъем 60-х годов захватил Островского, и в 1859 году он создал драму, о которой Добролюбов сказал: — без сомненья, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий>.
Среди раздолья русской природы, на
Олицетворением жестокости, невежества, самодурства являют-ся Дикой Савел Прокофьевич и Марфа Игнатьевна Кабанова, купцы города. Кабанова — богатая купчиха, вдова. В своей семье она считает себя главной, держит ее крепко, соблюдает в доме из-жившие себя порядки и обычаи, основанные на религиозных пред-рассудках и Домострое. Только и слышится из уст Кабанихи брань и попреки за несоблюдение отживших порядков. Жертву свою она, . Добролюбов говорит о ней:. Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при отъезде, ругает ее за то, что она не на людях, провожая мужа. Велит Тихону бить Катерину, после того как она призналась в своем, считает, что ее надо. Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Кабаниха — выразитель идей и прин-ципов. (Она очень богата. Об этом можно судить по тому, что ее торговые дела выходят ва пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездил в Москву.) Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни — деньги. Кабаниха понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является по-корность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивлению. Кабаниха лицемерна, прикрывается добродетелью и набожностью, в семье — бесчеловеч-ный деспот и тиран, но оделяет нипщх. Тупая, невежественная, считающая паровоз, она окружает себя такими же мракобесами, как и сама. Ее умствен-ные интересы не идут дальше нелепых рассказов бродячих богомо-лок о странах, , где правят и. Скрывая деспотизм под личиной благочестия, Кабаниха доводит свою семью до того, что Тихон не смеет ей противоречить ни в чем. Варвара на-училась врать, скрывать и изворачиваться. Своей тиранией она до-вела Катерину до гибели. Варвара, дочь ее, убегает из дома, а Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой: Так, желая сохра-нить старинный уклад жизни в семье, основанный на всеобщем подчинении главе семьи, то есть ей, Кабаниха довела ее до развала.
Но если Кабаниха защищает идеи, то Дикой просто грубый самодур. (И Дикой, и Кабаниха относятся к. У них очень много общих черт.) Речь Дикого груба и невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобре-тениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. (Дикой считает, что гроза — божье предзнаменованье.) Дикой постоянно воюет, но только с теми, кто его боится или полностью от него зависит. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, тер-пит его ругань, так как материально зависим от Дикого. Самая главная черта характера Дикого — жадность. Смысл жизни Дикого — приобретение и увеличение богатства. Для этого он не брезгу-ет никакими средствами. (Городничему, которому мужики жалуют-ся, что их обсчитывают. Дикой отвечает: ) Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности.
В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического. Кабаниха же (с ее хитростью, лицемерием, хо-лодной, неумолимой жестокостью и жаждой власти страшна по-настоящему) — это самая зловещая фигура в городе. (Дикой стремится грубо утвердить свою власть, Кабаниха же спокойно утверждает себя, охраняя все старое, уходящее.)
Жители города Калинова живут в постоянном страхе перед силами природы, перед богатыми купцами. В пьесе большое количество массовых сцен, в которых мы видим всех жителей города и уз-наем о них. Узнаем, что на бульваре, созданном для них, они не гу-ляют, к улучшению жизни не стремятся. Богатые купцы тиранят домашних за высокими заборами. Невежество калиновцев проявляется в сцене, когда рассматривают картину и идет разговор о Литве, которая. Бедным же, по словам Кулигина, гулять некогда, так как у них. Купцы же гра-бят дальних и ближних, чужих и родных. — таков, по словам Кулигина, секрет помыслов богатых жителей города.
Бесчеловечным нравам все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины — вызов, страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Вар-вара, борьба нового со старым началась и продолжается. Остров-ский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: дес-потизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в, он распространил на всю царскую Россию: . — не единственная пьеса А. Н. Островского, которая обличает жестокие нравы купечества, к таким произведениям отно-сятся и, и, и.