Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»

Че-ло-век! Надо уважать Человека!
А. М. Горький
«Бесприданница» — одна из лучших пьес А. Н. Островского. Она постоянно идет на сцене, дважды экранизирована. Современного читателя и зрителя в этой драме привлекает все: и яркость образов, и глубокий психологический анализ, и вдохно­венное утверждение необходимости чистых отношений между людьми.
Действие пьесы развертывается на фоне волжских просторов. Пейзаж подчер­кивает красоту и поэтичность характера Ларисы Дмитриевны Огудаловой (имя Лариса в переводе с греческого означает

«чайка»).
Из разговора Кнурова и Вожеватова мы узнаем, что Лариса — девушка умная, тонко и глубоко чувствующая, прямая и бесхитростная. Всей душой она полюбила барина Паратова, но тот поездил к Огудаловым месяца два да и скрылся неизвест­но куда. Лариса чуть не умерла с горя. Мать заставляет ее любезничать с гостями. Все ездят к ним с удовольствием, но свататься не спешат: ведь Лариса — беспри­данница.
Мелкий чиновник Карандышев сделал предложение Ларисе, и девушка согла­силась, чтобы уехать с ним в деревню и начать новую жизнь. Карандышеву больно сознавать, что Лариса выходит за него замуж без любви. «А
если б явился Пара­тов?» — спрашивает он. И Лариса отвечает: «Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда.» Как раз в это время раздается пушечный выстрел, извещающий о приезде Паратова.
Известие о том, что Лариса выходит замуж, не дает покоя самолюбию Паратова. Покинув Ларису год назад, Паратов ни строчки не написал ей. Однако при встрече с ней он не чувствует никакого смущения. Более того, сам упрекает ее в измене. Па­ратов добивается своего: Лариса признается, что по-прежнему любит его. Его само­любие удовлетворено, но ему этого мало. Он пользуется случаем, чтобы унизить, уничтожить Карандышева в глазах Ларисы, ведь тот, не имея богатства, попытался встать с ними на равную ногу. Измываясь над Карандышевым, купцы совершенно не счи­таются с самолюбием Ларисы. «Да ведь они меня терзают-то», — восклицает Лари­са, и мать вполне резонно замечает: «А кому нужно, что ты терзаешься?»
Кульминация драмы — решение Ларисы ехать на пикник за Волгу. Что заста­вило ее сделать такой решительный шаг? Прежде всего — отчаяние. Мечты о спо­койной семейной жизни разбиты. Выйти замуж за Карандышева она уже не мо­жет: «Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна». С другой стороны, Паратов продолжает искушать Ларису. Он намекает на возможность сча­стья. Романс, с таким чувством исполненный Ларисой, зажигает в сердце Парато­ва мгновенную страсть: «Еще несколько таких минут. Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью». Разве могла Лариса устоять против таких слов! Покинутый всеми, и в том числе Ларисой, Карандышев только теперь вызывает к себе сочувствие. «Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны?» Перед нами один из тех бедных людей, униженных и оскорб­ленных, с которыми совершенно не считаются «хозяева» жизни. С заряженным пистолетом Карандышев убегает мстить обидчикам.
А в это время Лариса узнает страшную правду. Паратов, который был для нее идеалом мужчины, оказался обманщиком. Маска страстно влюбленного сброшена. Теперь Паратов играет новую роль — строгого блюстителя нравственности: «Прока­титься с нами по Волге днем — это еще можно допустить; но кутить всю ночь. Ка­кую пищу вы дадите для разговоров.» Он не считает нужным даже доставить Лари­су домой и поручает отвезти ее Робинзону. Когда же Лариса требует решительного «ответа, он только теперь сообщает ей, что обручен и связан «золотыми цепями». Лариса потрясена. И все же у нее хватает силы воли с достоинством ответить Паратову: «Подите от меня! Довольно! Я уже сама об себе подумаю».
Итак, Паратов, поиграв в любовь, бросил Ларису на произвол судьбы. А Кнуров и Вожеватов? Какую роль они сыграли в судьбе Ларисы? Кнуров предвидел, чем кончится эта поездка. Он ждал. Пережитые разочарования должны были сломить гордость Ларисы, поставить ее в безвыходное положение. Теперь пришло время Кнурова. Но сначала нужно избавиться от возможного соперника. Что предприни­мает Кнуров? Если в средние века рыцари сражались на турнирах, чтобы завоевать сердце своей дамы, то теперь все человеческие отношения упростились. Ларису разыгрывают в орлянку. Какой цинизм! Кнуров предлагает Ларисе идти к нему на содержание. Но Лариса не могла изменить тому жизненному идеалу, которому хотела соответствовать. Не могла она отказаться от самой себя. И ради чего? «.Роскошь, блеск. нет, нет. я далека от суеты».
Выслушав Кнурова, Лариса молча сидит на скамейке, потом медленно поднима­ется и наклоняется над бездной. Но ей не пришлось свести счеты с жизнью. Наме­рения Ларисы опередил Карандышев. Лариса благодарит его, потому что выстрел — для нее лучший выход из создавшегося положения.
Вся пьеса — страстный протест против унижения человеческой личности, стре­мящейся к бескорыстной любви, к счастью.
Не нашли то, что искали? Посмотрит

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»